В 2015 году обнинская «Единая Россия» праздновала небывалый успех – все 30 мест на выборах в городское Собрание достались либо членам, либо сторонникам партии. Политические «тяжи» – Котляр, Илларионова, Шапиро за годы «сопротивления», казалось бы, набравшие мощь, в разы проиграли конкурентам, работавшим на округах в режиме «маленьких реальных дел». В результате горожане получили представительный орган, по факту не отражающий их политических предпочтений (в соседнем бюллетене на партийных выборах в областное Законодательное Собрание обнинская «Единая Россия» едва перевалила за 50%), но, по мнению власти, выражающий предпочтения. По-хорошему, за пять лет активной работы народный избранник может попить чай на кухне каждого избирателя. Пили ли? Сомневаюсь.
Все пошло не совсем так. Из ГС ушла жизнь, страсть, элемент борьбы и «объединения против». Если раньше существовали две неравные, но непримиримые группы – «Единая Россия» и «Независимые депутаты» – и апологетам власти приходилось тщательно прорабатывать вносимые на обсуждение вопросы, чтобы не оказаться под шквальным огнем оппозиции, то теперь ПОВЫШЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ ПРОИСХОДИТ ТОЧЕЧНО, ЛИШЬ ПРИ ЗАТРАГИВАНИИ БИЗНЕС-ИНТЕРЕСОВ.
Есть пара депутатов, упирающихся по вопросам, кажущимся им принципиальными и порой даже готовых идти против течения, но такие исключения, скорее, подчеркивают правило. Голосовательные роды на заседаниях стали протекать настолько стремительно, что из этого процесса ушла всякая сакральность, а вслед за ней сакральность спала и с представительного, простите, органа, потерявшего за истекшие четыре года всякую привлекательность в глазах обнинских зрителей. Ручной и послушный характер Горсобрания никоим образом не может устраивать и реальную – исполнительную ветвь власти. Ведь совершенно ясно, что при нарастании социальной напряженности вследствие общего ухудшения качества жизни городского обывателя, доверие к представительной прослойке настолько ничтожно, что она никак не может исполнять основного своего предназначения – быть демпфером между народом и властью. Протест не канализируется через тех, к кому есть накопленное годами доверие не из разряда «мастера по окрашиванию скамеек и малых форм», а к тому, кто скажет, что пенсионная реформа – это, например, зло, а бесплатная обнинская медицина – печальный миф. Кстати, на примере этой проблемы видно, что есть свирепые горожане и есть глава администрации, отвечающий на вызовы и парирующий многочисленные тычки. А рядом никого, но на сайте Горсобрания все чистенько и благочинно. Управлять населением в тучные годы легко – ему можно предъявить небывалые темпы роста зарплат и квадратных метров, отправить на зарубежные курорты из собственного аэропорта или посадить в собранный за углом автомобиль. И здесь роль Горсобрания – это функция статс-секретаря, оформляющего бумаги и занятого своим отражением в зеркале. Но если власть хочет быть готовой к тяжелым временам, ей необходима команда – партнеры, готовые подставить плечо и не боящиеся трудностей.
КАК СОБРАТЬ ЭТУ DREAM-TEAM? КАК ДОЛЖНО ВЫГЛЯДЕТЬ
ИДЕАЛЬНОЕ ГОРСОБРАНИЕ ОБРАЗЦА 2020 ГОДА? ПРЕДЛАГАЮ
УЧЕСТЬ НЕСКОЛЬКО КРИТЕРИЕВ, ПОДБИРАЯ КАНДИДАТОВ.
Возраст
Сегодняшний состав можно условно разделить на три возрастные группы: младшая (до 35 лет), средняя (35-55 лет) и старшая (55-70 лет). Необходимо помнить, что к возрасту кандидата на момент избрания надо добавлять 5 лет – срок работы одного созыва, что особенно актуально для старшей группы. Отсутствие в новом составе представителей той или иной возрастной группы будет означать не только провал в защите интересов избирателей, но и дисбаланс в самом механизме принятия решений. Идеальным, на мой взгляд, была бы примерно равная представленность старшей и младшей групп: по 4-6 депутатов. Основной группой – 20 человек – станут депутаты среднего возраста, вполне активные, но уже накопившие жизненный опыт профессионалы.
Партийность
Общая усталость от партийных флагов и отсутствие понимания у избирателей самой необходимости существования партий диктует выбор механизма самовыдвижения со сбором подписей как приоритетного при определении способа выдвижения проходного кандидата на избирательном округе. Это реально повышает узнаваемость депутата и его связь с жителями округа. Думаю, что не меньше 2/3 Собрания (20 депутатов) должны быть самовыдвиженцами. В действующем созыве их всего трое. На партийное представительство можно отвести около трети собрания, причем «Единой России» стоит аккуратнее использовать административный ресурс, чтобы в Горсобрании обязательно присутствовали депутаты, представляющие оппозиционные партии.
Род деятельности
В истории городских Собраний были созывы, когда целые группы депутатов были представителями одной профессии. Как правило, это были либо врачи, либо учителя. Понятно, что присутствие в Собрании муниципальных служащих облегчает управляемость, но, на мой взгляд, чрезмерное присутствие убивает всякую активность органа представительной власти. В идеале разного рода муниципалы – учителя, спортсмены, МЧСовцы и иже с ними – не должны утяжелять Собрание более, чем наполовину. Хотелось бы видеть представителей городских наукоемких предприятий, малого и среднего бизнеса, пенсионеров.
Председатель
Огромную, если не сказать решающую, роль в работе такого идеального коллектива будет играть фигура капитана – председателя городского Собрания. Это должен быть авторитетный управленец, умеющий работать в команде, душой преданный Обнинску. Он не должен быть трусом, но и бросаться на амбразуру ему тоже не к лицу. Ученая степень была бы отличным дополнением к образу. Посмотрим, будет ли такой человек в ГС-2020 – ведь депутаты выбирают Председателя из своего состава.
Есть еще одно размышление, которым, я считаю, необходимо поделиться. На мой взгляд, в обществе развивается запрос на непредвзятую этическую оценку происходящих в городе/области/стране событий и принимаемых властями, представительной и исполнительной, решений. На более высоких уровнях эту роль играет Общественная Палата. Думаю, что подобную практику можно ввести и на муниципальном уровне. По количеству членов ОП не должна превышать ГС, чтобы статусно проводить свои заседания. Формироваться Палата может по смешанному принципу – половина членов выдвигается Горсобранием, вторая половина – администрацией города.
Не думаю, что совмещение депутатских либо административных должностей и членства в ОП хорошая идея, это все же должны быть разные по сути органы: палата обладает только совещательной функцией.
Начинать свою работу Общественная Палата может с 1 января 2021 года и действовать 2,5 года. Таким образом, один состав Горсобрания участвует в последовательном формировании двух составов ОП. Для полноценной работы «Палата» должна иметь право «законодательной инициативы», то есть разработанные ей муниципальные акты обязательны к рассмотрению на заседаниях городского Собрания.
КТО ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ В СОСТАВ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ? ЭТО КАК РАЗ ТЕ, ИЗВЕСТНЫЕ КАЖДОМУ ГОРОЖАНИНУ ЛЮДИ, КОТОРЫМИ МЫ ГОРДИМСЯ, НО КОТОРЫЕ ПО ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ПРИЧИНАМ НЕ ВИДЯТ СЕБЯ В «ГЛУБОКОЙ» РАБОТЕГОРСОБРАНИЯ: УЧЕНЫЕ И ИНЖЕНЕРЫ, АРТИСТЫ И СПОРТСМЕНЫ, ХУДОЖНИКИ И ПИСАТЕЛИ, НЕ ПОТЕРЯВШИЕ ЖИЗНЕННОЙ АКТИВНОСТИ ПОЛИТИКИ, ЧИНОВНИКИ, ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ. РАССУЖДАЯ ОБ АНАЛОГИЯХ, Я БЫ СКАЗАЛ, ЧТО ЭТО ДОЛЖНА БЫТЬ «СОВЕСТЬ ГОРОДА».
Что же получат горожане, в случае реализации всех этих задумок? Абсолютно уверен, что, во-первых, у каждого, кто этого захочет, будет чувство глубокой вовлеченности в происходящие городские изменения. Администрация, Горсобрание и общественная палата создадут триумвират, обладающий интеллектуальной мощью, хорошей реакцией на любые изменения ситуации и, главное, доверием избирателей, а, следовательно, и полной морально-этической легитимностью принятия коллегиальных решений.