- А знаешь, как в Париже называют четвертьфунтовый чизбургер?
- Что, они не зовут его четвертьфунтовый чизбургер?
- У них там метрическая система. Они вообще там не понимают, что это за хрень - четверть фунта.
- И как они его зовут?
- Они зовут его «Роял чизбургер».
- «Роял чизбургер»? А как же тогда они зовут «Биг Мак»?
- «Биг Мак» - это «Биг Мак», Джулс. только они называют его «Лё Биг Мак».
х/ф "Криминальное Чтиво"
В сегодняшней теме рубрики «Путешествия» ситуация складывается несколько зеркально. Только, если Винсент Вега вернулся к себе в Штаты из Амстердама, то Иван Галкин приехал на родные просторы России после четырехдневного визита в Лондон. Однако оба не преминули поделиться занимательными наблюдениями за тамошними «Макдаками» и не только. Кстати, знаменитую непогоду в дни визита кто-то будто отменил.
В отличие от Амстердама, столица Туманного Альбиона – место далеко не для отдыха, поэтому поговорим сегодня о других видах поездок, а именно деловых. Здесь, да простят нас читатели за это нагромождение цитат, трудно не вспомнить еще один кинематографический шедевр, потому что речь в нем идет уже конкретно о городе-на-Темзе. И один из героев этого фильма, человек, безусловно, деловой отзывается о Лондоне буквально следующим образом: «Мне, Даг, очень не нравится выезжать из своей страны... особенно выезжать не на теплый песчаный пляж, где все ходят в соломенных шляпах и тебе подтаскивают коктейли…».
- У нас тут есть песчаные пляжи, - робко возражает ему собеседник, местный житель.
- Ну и кому они нужны, скажи на милость, эти ваши пляжи?!
Трудно не согласиться с авторитетным мнением. А теперь давайте обратимся к рассказу очевидца, который, как и все серьезные люди, побывал в Британской столице сугубо с деловым визитом, не забыв попутно посетить ряд достопримечательностей, которых в Лондоне, разумеется, немало. А для удобства повествования привяжем этот подробный отчет к двум главным факторам любого путешествия – организации и расходам. Тем более, как нам хорошо известно - фунт стерлинга на сегодняшний день самая дорогая национальная валюта в мире, и Лондон, закономерно, город высоких цен. Кстати, до отъезда не забудьте позвонить в банк и подключить обслуживание страны назначения. И, конечно, если у вас Visa Gold, карта и так действует где угодно.
Британия начинается с визы
Хочу вам посоветовать вообще ехать в Лондон за счет принимающей стороны, если это возможно. Мы поехали заработать, но ничего не заработали, потому что поехали туда.
Получить визовое разрешение на въезд во многие страны мира сегодня можно в удаленном режиме. Также сейчас процедура упростилась еще и тем, что поток туристов снизился примерно в 4 раза. Британская виза дается на полгода, и моя конкретно на сегодняшний день еще действует. Для ее получения вам понадобится стандартный пакет документов, включая нотариальные переводы удостоверений личности. В среднем, вся процедура обойдется в сумму около 8 000 руб. Также необходимо озаботиться вопросом получения визы за месяц до предполагаемого отъезда, правда, сегодня вполне можно управиться и быстрее в виду все того же снижения туристического потока. На этапе сбора документов не забудьте обратиться в банк за выпиской о доходах. Также на вашем расчетном балансе должна быть определенная сумма. Что касается наличных, обеспечить себя определенной суммой фунтов стерлингов следует здесь, потому что в Лондоне вы не найдете обменных пунктов, где принимают рубли.
Важно: Вы платите за рассмотрение заявки, никто не гарантирует ее одобрения.
Полетели
Если вы по каким-то причинам боитесь авиаперелетов, очень жаль, расходимся. На самом деле, просто еще раз напомню о существовании ресурсов мониторинга цен вроде Aviasales. Мы воспользовались услугами компании "Трансаэро", и стоимость перелета в обе стороны составила 25 000 на двоих человек эконом-классом. Кстати, здесь наглядно был виден туристический отток, связанный с кризисом последнего года: самолет оказался заполнен от силы на треть, когда мы летели в Британию, и полон на обратном пути.
Таможня, трансфер и проживание
Сразу хочу предупредить, если у вас неуемное чувство юмора, на английской таможне лучше им не злоупотреблять – не поймут, вот правда, не стоит. Вообще лучше не давать работникам пропускных секций лишних поводов для раздумий. Если у вас туристическая виза, цель своего визита озвучивайте, как туризм и баста. Мой товарищ в своей анкете указал, что он оператор, и ему сразу учинили допрос. Вообще вышло забавно. Когда мы стояли там с двумя сумками с оборудованием и штативами наперевес, работник таможенной службы задал совершенно прямой вопрос: «Вы намереваетесь снимать?». И мы как-то рефлекторно в один голос ответили «Нет». Он окинул нас и сумки пристальным взглядом, улыбнулся… и пропустил! Вот и разбирайтесь, что это – лояльность или задорновские афоризмы во плоти. В общем, поверили нам на слово – двум русским парням.
- И что, дураки, значит?
- Ну не знаю. Таможенник был чернокожим, если кому-то это интересно. Кстати, как и водитель, который встречал нас в аэропорту, чтобы доставить в гостиницу. Там вообще много выходцев из ЮАР, особенно в удаленных районах города.
Кстати, о гостинице. Вопросом проживания рекомендую озаботиться еще на этапе сбора документов для визы. Причем, лучше выбирать предложения с беззалоговой бронью. Тогда, в непредвиденных обстоятельствах вы сможете отменить заказ без потери средств. Если перед вами стоит задача максимально сэкономить, можно найти гостиницу и на окраине, и это обойдется вам примерно в четыре раза дешевле центральных стоимостей, но такие районы весьма неблагополучны, поэтому хорошо подумайте, стоит ли оно того. Выше я уже говорил о наличных, и в гостинице они вам также понадобятся для депозита. Это заем отелем определенной суммы у клиента на случай порчи имущества, и наличные вам вернут в день выезда, тогда как трансфер может длиться до двух месяцев.
Мы жили в исторической части Лондона, это практически центр, и двухдневная конференция, на которую собственно нас и пригласили в качестве съемочной группы, проходила в двух шагах от гостиницы. Мы прогуливались до места проведения пешком.
Еще до вылета, здесь, удаленно выбрали одну из гостиниц сети «Club Quarters» неподалеку от улицы Пикадилли. Стоимость проживания составила 45 000 руб. на двоих за все время. Следует упомянуть, что питание там не принято включать в стоимость номеров, и о нем поговорим отдельно. Однако в холлах отеля для постояльцев на столах всегда закуски, фрукты и кофе.
Кстати, не могу не упомянуть приветливого и дружелюбного администратора Кристину, которая все время очень помогала нам полезными советами.
Тех, кто работает с большими объемами данных, порадуют безлимитные 30 мегабит в секунду, а ностальгирующие товарищи смогут посмотреть несколько русскоязычных каналов в номере.
Welcome to есть
Будьте готовы к тому, что за работой, прогулками и осмотром достопримечательностей надо будет все же питаться пару раз в день. С этим не то, чтобы проблема, наоборот, сеть общепитов в Лондоне очень широкая, но все баснословно дорогое. К алкоголю это относится еще в большей степени, поэтому я бы рекомендовал ограничиться бокалом-другим пива вечером, тем более его там много и хорошего качества.
Просто перекусить можно почти где угодно, но днем. А после 10 вечера остаются только рестораны. Один визит в кафе обойдется вам в среднем около 20, а то и 30 фунтов. Не англоговорящим соотечественникам советую посещать итальянские рестораны хотя бы ради понятности меню. Поскольку во многих Лондонских заведениях процветает привычка давать блюдам загадочные названия, не перечисляя ингредиентов, и можно долго гадать, что означает какой-нибудь «Каламбур». И даже если вам повезет с подробным меню, вспомните, к примеру, навскидку, как переводится слово «марципан».
В итальянских же общепитах все практически родное: «Таак, «Ragù alla bolognese». Ага, это паста!»
А вот хваленые демократичные фаст-фуды в Лондоне не слишком отличаются по стоимости от остальных категорий заведений. Специально зашли в «Макдоналдс», чтобы сравнить с отечественным аналогом. Один «Биг тейсти» в переводе на наши деньги там стоил 550 рублей. Я считаю, так же, как и алкоголя, вредной пищи хватает и дома.
В остальном же, что касается питания, нам понравилась очень неплохая сеть китайских фаст-фудов, и вообще, как я уже говорил, в дневное время с этим проблем не возникало. Весь старый Лондон, где мы и обитали – это один большой музей вперемешку с торговлей едой.
Итого: тот, кто привык питаться хорошо и сытно, будет тратить на еду в Лондоне не менее 70 фунтов в день. Но можно обойтись и сорока, а с учетом курса, даже это очень немало.
«А привези мне…»
Ничего такого нет там, чего нельзя было бы купить здесь. Но, очевидно, друзья и близкие не поймут, поэтому приходится обходить сувенирные лавки. Они очень похожи и по виду, и по ассортименту на те, что вы видели на Московском Арбате, разве что этикетки разные. Если уж вы хотите привезти из Лондона нечто уникальное, здесь как раз тот случай, когда можно раскошелиться на бутылку хорошего шотландского виски. В остальном, действуйте как обычно: небьющиеся магниты, зонты с принтами Тауэрского моста.
То самое метро
Мы привыкли к московской кольцевой системе – она проста и понятна. А теперь представьте себе паутину, которую одновременно плетут три паука, и у каждого своя схема. С одной и той же станции метро в Лондоне могут идти три разных поезда, два из них в одну сторону, но маршруты обоих отличаются рядом ответвлений.
Был замечательный случай, который, наверное, мог произойти только с нами, русскими туристами. На соседних платформах стоят два поезда, оба идут в одну сторону. К нам подъезжает вагон, он полностью забит, поэтому идем в соседний, полупустой. Там сидим, и проходит 10, а после 15 минут, и мы успеваем разговориться с русской семьей мигрантов, и от них, собственно, и узнаем, что поезд с соседней платформы, где движение продолжается довольно бурно, в отличие от нашей, тоже идет в нужную сторону. И готовимся проводить еще один поезд с соседней платформы взглядом, а потом уже перебежать туда, потому что сколько можно. Эта семья наших новых знакомых срывается, и благополучно уезжает на следующем. А мы, не выдержав, вместе с несколькими лондонскими гражданами перебегаем в другой, уже пятый по счету. Дальше происходят две вещи одновременно. В нашем первом поезде закрываются двери и он трогается в своем направлении, а мы начинаем ощущать над собой некое проклятие, потому что наш новый поезд – что? Правильно, остановился!
И, разумеется, ни с чем не сравнить путешествие по самой старой центральной части метрополитена, где до сих пор сохранились узкие прокопченные тоннели и маленькие вагончики с треугольными скошенными крышами. В целом за все время поездок мы насчитали четыре разновидности подвижных составов, включая монопоезда.
Мы передвигались в основном по центральной части Лондона, и лишь для одной очень важной поездки приобрели «оne day ticket», который действует не во всем метрополитене, а лишь для его определенной зоны. Стоимость такого билета составила 1000 рублей по курсу. Это информация для тех, кто приехал с кратким визитом и живет в центре, то есть особого смысла спускаться в метро при таких условиях нет. Нам же было необходимо добраться до стадиона Уэмбли, так как знакомые футбольные фанаты заказал оттуда сувениры. И это как раз тот случай, когда нигде больше искомое не продавалось. Происходило все за несколько часов до отъезда, но мы все же рискнули, спустились от Тауэрского моста в подземку, и, выйдя через 40 минут на окраине, немного не поверили своим глазам. Сразу стало понятнее, почему здесь гораздо дешевле стоимость гостиничных номеров. Вообще, пейзаж напоминал настоящее киношное гетто, с замусоренными улицами и, чтобы в толпе найти взглядом белого человека, нужно было очень постараться. Впрочем, возле самого стадиона все было донельзя чинно-благородно, рабочие паровыми пылесосами отчищали жвачку от мостовой.
И в заключение
Не имеет смысла долго распыляться насчет достопримечательностей британской столицы, о них написано задолго до нас. Поэтому рекомендовал бы всем перед поездкой в Лондон освежить в памяти свои исторические знания, чтобы, к примеру, созерцание Вестминстерского аббатства не стало для вас праздным разглядыванием. И хорошей погоды вам, леди и джентльмены!