Вторник, 07 Июль 2020

Лучшая женская роль

Статья добавлена 09 Март 2016

Екатерина Сазонова: «Сегодняшние студенты предпочитают  театру  Comedy и КВН»

В конце прошлого года «Театр ИАТЭ» победил в областном театральном фестивале "Приокские сюжеты",  взяв гран-при  за спектакль "Золушка"! Среди прочих номинаций приз «За лучшую женскую роль» достался  актрисе  Екатерине Сазоновой, сыгравшей обольстительную и властную мачеху.  Катя пришла в театр еще в прошлом веке, поступив на первый курс института. Сегодня она – мама двоих детей, но «студенческое» хобби не оставила, более того, является «правой рукой» режиссера Юлии Носовой. Поэтому мы поговорили и об актерской профессии, и о судьбе «Театра ИАТЭ».

В Обнинске несколько театров, которые время от времени представляют зрителям плоды своего творчества. Катя, а «Театр ИАТЭ» это, в первую очередь, что?

Театр – это режиссер. От этого человека все зависит: и атмосфера, и выбор пьесы, и актеры, которые будут приняты на роли.

Что, прямо кастинги проводите?

Ну, кастинги в нашем городе сложно проводить. Желающих-то не большой поток. Однако нашему театру повезло. Юлия Носова - настоящий режиссер по образованию. Она заканчивала Щукинское училище.

А ты сама хотела бы стать режиссером?

Конечно, хотела бы. Я и актрисой профессиональной хотела быть после школы. Но родители желали видеть во мне экономиста, а не глотателя шпаг.

И тем самым убили в тебе этого «глотателя». А что, реально был выбор на тот момент?

Да, выбор был: либо педагогический институт, физмат; либо ИАТЭ, экономика. И ни о каком творческом направлении речи быть не могло.

А как же… По-актерски сбежать в творчество, сделав назло?

Наверное, за предыдущие 17 лет жизни я еще не выработала в себе духа протеста, чтобы можно было топнуть ногой, порвать зубами сдерживающие путы (улыбается).

А сейчас бы по-другому поступила?

Ну, да… Думаю, да (пауза). Хотя нет, я бы не смогла. Наверно, другой человек и в других обстоятельствах. Но не я.

Но у нас же есть выходцы из Обнинска, сделавшие карьеру в кино и театре. Тот же Марк Богатырев...

Да, но тут тоже много зависит от родителей, мне кажется. Я не знаю, как было у Марка. Он закончил ИАТЭ и потом получил второе, театральное, образование. Оно, как известно, у нас в стране платное. Где в возрасте 22 лет можно найти деньги? Чтобы учиться актерскому мастерству платно в вузе. Тебе их должны дать либо родители…

Либо мужчина…

На тот момент такого не было. Он есть сегодня. И муж не возражает и готов, но я уже не могу. На мне двое детей, и я их не брошу. Это вопрос расстановки приоритетов. И я четко понимаю, что семья для меня важнее. Поэтому готова оставаться актрисой в таком формате и дальше. Кстати, сейчас Артем Сухоруков – актер нашего театра - поступил в Щукинское училище. Его сильно поддерживали родители, и Юлия Владимировна занималась с ним специально.

Ты старше большинства членов труппы, хотя в спектаклях это и не видно, но, наверное, есть соблазн поруководить?

Я стараюсь быть наравне с ребятами, которые младше. Хотя они все равно чувствуют, что я там давно (улыбается).

Ну, ты же прима?

Нет. Никакая я не прима. Хотя меня так иногда называют.

Давай о театре ИАТЭ поговорим. Какие задачи у него?

Ну, это режиссера надо спрашивать. Вообще, театр институтский. Поэтому основная задача – эстетическое воспитание молодежи. Однако времена меняются. Помню, со мной вместе в один год в театр пришли еще 5-7 человек. В том числе и Евгений Чуркин, и Дмитрий Калинин. Сегодня за сезон может прийти один человек. И тогда наш режиссер идет на КВН, куда приходит масса студентов, и выискивает, высматривает кого-то из их числа.

Мне это напомнило поиски мальчиков для фигурного катания в секции по хоккею…

На самом деле довольно много примеров тех ребят, которые играли в КВН и потом успешно совмещали это с театром: Илья Маланичев, Денис Скобеев, Артем Смирнов.
Мне кажется, в театре надо больше трудиться. Больше тратиться душевно. Тут нельзя просто собраться и в компании под пиво выдать что-то на-гора.

В КВНе можно быть сочинителем, автором. А у вас, боюсь, отступления от текста не приветствуются.

Неправда! Юлия Владимировна поддерживает импровизацию и личный вклад каждого в творческий процесс. Вот мы собираемся и начинаем обсуждать новую пьесу. Она говорит: Предлагайте ваши идеи, как вы это видите. Какие персонажи? Что они делают, чем живут? Как решить ту или иную сцену. Не все предложения она поддержит, конечно. Это да.

Да уж. Никогда бы не подумал, что Comedy и КВН могут составить конкуренцию театру.

Но это так. Сегодняшние студенты предпочитают театру Comedy и КВН. Мы «Золушку» больше года поставить не могли. Не было девочки на роль главной героини. И вот, наконец, пришла Вика. Спасла нас.

Получается, что основная задача театра ИАТЭ  – удерживаться на плаву?

У нас ведь еще текучка. Ребята заканчивают институт и уходят в большую жизнь. Работать. И опять новый набор, и снова обучение азам, театральная азбука. Мне кажется - это сложно. Но не это главное. Интересен – сам театр. Когда мертвое, написанное на листе  – оживает, появляется другая реальность, другой мир. И всё это  в твоих руках, и режиссера, и нас, артистов, в том числе. Мы такие – сказочники, что ли, нам важно рассказать свою историю.

Какое «светлое» будущее для театра ИАТЭ ты видишь?

Нам бы хотелось, чтобы такой хороший (улыбается) спектакль, как «Золушка», увидело большое количество зрителей. Это не классическая сказка, сюжет осовременен. Эта постановка будет интересна и подросткам, и молодежи, и взрослому человеку. Но элементарно нет средств на рекламу.  Мы обязательно будем ставить эту постановку в марте, приходите!

Скажи, ты сейчас играешь лучше, чем 15 лет назад? И в чем прогресс, динамика?

Думаю, что  лучше. Вначале человек зажат, он элементарно не знает, куда деть руки. Это техника.  Кроме того, важна степень эмоционального открытия. Насколько естественно человек может выразить свои эмоции. Поверят ему или нет? Еще одно направление – это инструменты, средства, которыми владеет актер - пластика, голос и т.д.

Есть ли еще какое-нибудь измерение глубины актерского таланта?

Человек взрослеет. Что-то происходит в жизни. Меняется мировоззрение и отношение к вещам. Мы ведь всегда обсуждаем психологию героев, характеры. И я, как Катя Сазонова, на это смотрю, думаю, переношу свой опыт.

А роли в жизнь переносишь?

Бывает, да. К сожалению. 

Ловишь себя на этом?

Да. Недавно сидели в компании. И ребята говорят: вот слышим интонации «Мачехи».

Чего мы можем ждать от актрисы Екатерины Сазоновой в будущем?

Я всегда играла «героинь» - золушки, принцессы. Тех, в кого влюбляются принцы и главные герои. А есть еще харАктерные персонажи, роль «Мачехи» из их числа. И мне бы хотелось сыграть несколько таких ролей. А так буду стремиться реализоваться в роли мамы.

Ну и напоследок, что же все-таки для тебя театр?

Театр - это часть моей души! Такая параллельная реальность. Здесь я уже не совсем я, тут забываются все невзгоды и в буквальном смысле проходят все болезни. Я очень благодарна судьбе, семье и моему режиссеру за это счастье!

Георгий Бобылев
Фото: Александр Ульяненко и из архива Екатерины Сазоновой