Признаюсь честно, фантастика и фэнтези - не самые любимые мной жанры литературы. Мне больше нравится читать, что называется, про «любовь земную» или автобиографическую прозу. Ближе, понятнее, на себя примеряешь. Из серии: зачем что-то выдумывать, если и так вокруг много интересного. Но вот писатель-фантаст, живущий в мире реальном, вызывает у меня большое количество вопросов. Тем более, что это - позитивный и открытый молодой человек, бородатый и подкачанный, словно сам выпрыгнул из своей книги про рыцарей. Игорь, кстати, несмотря на несколько изданных книг, писателем себя не считает, говорит, что это хобби. А по основной специальности он - инженер и работает в Физико-энергетическом институте.
Игорь, мои познания в жанре фантастики ограничиваются несколькими произведениями Стругацких, еще какими-то случайными книгами. Но вот «Дозоры» Сергея Лукьяненко в начале двухтысячных заинтересовали меня весьма. Хочется попробовать понять, где в различных жанрах фантастики находишься ты.
Если говорить о Сергее Лукьяненко и серии книг «Дозор», то это популярный жанр городского фэнтези. Тут своеобразным крючком для читателя служит наличие реальных отсылок в существующий мир. Еще один прием, который часто используется авторами – так называемое «попаданческое» фэнтези (от слова "попасть"). Это когда человек из нашего времени попадает, скажем, в старину, на другую планету, в будущее и так далее - такие романы находят большой отклик среди читателей. Сам я работаю в разных жанрах. Трилогия «Пятый магистр» - это классическое эпическое повествование про рыцарей, про борьбу добра со злом, и никаких отсылок к нашему времени там нет. Целиком вымышленная вселенная.
Фэнтези от фантастики отличается просто. Если с мечами, колдунами и ведьмами, то фэнтези. А то, что с космическими кораблями, плазменными винтовками и звездными войнами – это фантастика.
Грубо говоря, это сказка для взрослых?
Да. Она даже имеет гриф «16+» - не за наличие каких-то интимных сцен, но есть битвы, есть жестокость. А вот следующая книга, «Оковы судьбы» - это магический детектив. Пробовал себя в жанре космооперы: в июне выйдет роман «Стальной охотник». А также в романтическом фэнтези с примесью реальности, где девушка из нашего времени попала в вымышленную вселенную. Но я не очень люблю этот жанр. Тема «попаданцев» меня не очень цепляет.
Почему же?
Как обычно это делается? Берется какой-то среднестатистический офисный работник. Весь из себя зажатый, закомплексованный, который живет в системе «работа-дом» и носа не поднимает. И тут бац - попадает в сказку, где он не кто иной, как рыцарь на белом коне, герой. Меня воспитывали по принципу: без труда не вытащишь и рыбку из пруда. И если ты всю жизнь не имел хребта и собственного мнения, то не приобретешь его чудесным образом, став королем. А если тебя затянет в другой мир, то останешься там тем же, кем и был, если еще выживешь. Мгновенное преображение из личинки в бабочку мне не нравится.
Есть, конечно, книги, где описываются люди со скрытыми достоинствами, которые раскрываются при попадании в изменившиеся обстоятельства. И если грамотно прописан персонаж, то почему бы и нет.
Ты же не обнинский по происхождению, откуда приехал?
Я родился в Саранске, это Мордовия. Там закончил школу. Маме предложили работу в Обнинске. А я поступил в ИАТЭ. После учился в аспирантуре в ФЭИ.
В какой момент «щелкнуло»? Как вдруг ты стал писателем?
Я немного смущаюсь, когда меня называют "писатель". Потому что писатель – это тот, кто живет на гонорары, которые получает от издательства за свои книги и всецело поглощен этим. А пока я - инженер-системотехник и сказочник-фантазер. Писать начал четыре года назад.
Что послужило отправной точкой, и были ли шаги, сделанные в этом направлении раньше?
Я - запойный читатель. Если в руки попадается книга хорошего автора, то я могу не спать, пока не дочитаю. Ну, например, тот же Сергей Лукьяненко, Юрий Погуляй, Алексей Пехов - из современных отечественных авторов. А также мэтры - Аркадий и Борис Стругацкие, Джон Рональд Руэл Толкин, Анджей Сапковский, Роберт Говард, создатель Конана-киммерийца и вселенной Хайборейской эры. Именно книга о Конане стала для меня в школьные годы открытием. Оказалось, что читать - это не мучение, что это интересно. Когда поступил в университет, начал открывать для себя новых авторов в этом жанре, и меня все время что-то не устраивало. То одним оставался недоволен, то другим. Здесь пресно, тут сюжетная линия не доведена до конца, тут не раскрыты герои. И сработал принцип «критикуешь – предлагай». Я подумал, отчего бы не попробовать. Сел за работу и написал «Пятого магистра».
То есть первая книга, которую ты написал, была издана?
Да. Так получилось, что судьба свела меня с обнинским писателем-фантастом Романом Злотниковым.
Это очень приятный во всех отношениях человек. И он надоумил меня поехать на «РОСКОН» - конвент писателей-фантастов. Он проходит каждый год в Москве. Я поехал, познакомился с авторами, редакторами, воодушевился. За две недели дописал свой роман и не стал совершать ошибку, которую делают многие авторы, пытающиеся бесконечно «вылизывать» свое произведение. Взял и отправил его в издательство «Альфа-книга». Спустя какое-то время мне позвонил главный редактор. Сказал, что роман принят. А дальше была работа с издающим редактором. Вносились правки, вычищались ошибки.
Как вообще происходит взаимодействие с редакцией?
Пишется роман. Отправляется в одно или в несколько издательств сразу. Например, ЭКСМО, АСТ, «Альфа-книга», «Ленинград». Вы оформляете аннотацию и отправляете ее и сам текст романа по электронной почте. На сайте любого издательства прописаны требования к оформлению такого письма. Так рукопись попадает к редактору. Он читает аннотацию и отправляет текст романа случайному читателю от издательства. Это может быть кто угодно, и здесь многое зависит от удачи. После получения отзыва, если он положительный, редактор сам углубляется в роман. Потом несет его главному редактору – смотрит тот. А в самом конце пути есть такие «нехорошие люди» как маркетологи, которые смотрят и решают судьбу книги: будет ли она издаваться.
Ну, то есть будет ли это оправданно коммерчески?
Да. Поэтому очень много хороших книг, с точки зрения литературы, не изданы. Так решили маркетологи.
Итак, издательство дает добро…
Сначала подписывается договор. Издательство требует права на три года. Вот сейчас у «Пятого магистра» они закончились, и он будет переиздан в середине лета в другом издательстве. В договоре прописывается сумма, которую получит автор. Она коррелирует с уровнем его популярности и размером тиража.
Сколько получил ты?
Издание первой книги принесло мне две месячные зарплаты. Так же получилось со второй и третьей книгой. А потом наступил кризис. Романы стали брать меньше, и книги стали издаваться реже. Сейчас ожидается моя пятая книга «Стальной охотник». А вообще написано около пятнадцати романов. Три из них находятся на рассмотрении в издательствах.
Ориентировался ли ты на получение обратной связи от читателей после выхода первой книги?
Да, конечно. Я писал вторую часть будущей трилогии «Северные волки» и попутно читал комментарии к «Пятому магистру». И все ждали приключений магистра, а у меня уже полкниги было без него. Пришлось срочно вносить правки, вставлять вторую сюжетную линию, соединять ее с первой и делать общую. Третья часть, естественно, тоже была про него. Вообще отзывы были противоречивыми. И я к этому отношусь спокойно. Считаю, что литература – это очень личностная вещь, как и кино или музыка. Я делю критиков на две категории: горе-критики, которые учат автора как бы сделали они, если бы могли. И критиков объективных, которые не просто говорят, что роман плохой, а объясняют почему. От этих людей есть реальная польза.
Какие эмоции ты испытал после издания первой книги?
Самые яркие в тот момент, когда сказал родным. Навсегда запомнил выражение лица мамы, держащей в руках мой роман. Также приятно читать положительные отзывы и понимать, что есть много людей, мыслящих подобно, и радоваться тому, что смог донести свои мысли и идеи.
Как ты работаешь, как происходит процесс написания?
Стараюсь садиться за работу каждый день, но какой-то нормы нет. Если не идет, нет желания, и я начинаю из себя что-то выдавливать, то останавливаюсь. Считаю, что если мне неинтересно писать, то читателю тем более будет неинтересно читать. Могу написать за день от одной строчки до пятнадцати листов.
Как появляются твои герои, откуда растут их ноги?
Они растут из качеств, которые мне бы хотелось видеть в современных людях. Сейчас в обществе идет подмена понятий, когда доброта заменяется корыстью, женственность - сексуальностью и так далее. Если брать качественное фэнтези, к примеру, «Властелин Колец» или тот же «Гарри Поттер», и задуматься, что они хотят донести, кроме сюжета и приключений, то там превозносятся такие понятия как «дружба» и «отвага», «семейные узы» и «храбрость». А сегодня мы видим в хитах «50 оттенков серого» или «Сумерки», но ни там, ни там мы не найдем тех возвышенных ценностей. Сейчас модно писать романы 18+, где присутствуют эротические сцены. Мне это не нужно, фантазии достаточно, чтобы додумать самому. Если я беру книгу со сказкой, то я хочу читать сказку, а не сексуальные похождения героев. Мода диктует «Игры престолов», где некоторые дыры в сюжете закрыты грубостью и чернухой, но людям это нравится. Каждому свое.
Не было ли у тебя ощущения, что это твое, что в это нужно уходить целиком и с головой и заниматься только этим?
Если бы у меня были четкие финансовые гарантии, то я бы этим занялся. Но так как я должен думать о благосостоянии семьи, то пока это будет оставаться хобби. К тому же, я долго не могу заниматься одним и тем же. Если бы я сидел дома и только писал, то не уверен, что из этого получалось бы что-то хорошее. Я бы писал час-два, а остальное время занимался бы какой-то ерундой. Смотрел бы сериалы, играл бы в игры, спал, ходил на тренировки.
Получается, что вроде как, несерьезно относясь, и не вкладываясь, тем не менее, у тебя есть результаты и признание.
Я вполне серьезно отношусь к авторству и вкладываю частичку себя в каждый роман. Просто дается мне это довольно легко, без каких-либо серьезных усилий. И я очень рад, что мои работы имеют признание.
Как ты видишь свое развитие как писателя?
Конечно же, продолжать писать, а как иначе? Моим читателям нравятся ценности, которые я пытаюсь донести, а значит, я стараюсь не зря. Меня многие спрашивают: кем ты хотел стать в детстве? Я отвечаю, что мне уже 30, а я так до сих пор не решил. Мне многое нравится. Если работа мотивирует зарплатой, общением с коллегами и общей целью, то романы мотивируют как самим процессом написания, так и получением обратной связи.
А вот про увлечение спортивным залом ты упомянул. Куда ходишь и зачем?
Начал писать, а потом подумал, что если я рассказываю про суровых мужчин и воинов, а сам в это время начал набирать лишний вес, то это неправильно. Решил, что надо соответствовать. И пошел в спортзал. Сейчас занимаюсь в «Фокс Фитнес» с Андреем Новиковым. Мы общаемся как друзья, знаем друг друга более трех лет.
Какие тут задачи перед собой ставишь?
Стать лучше, чем я был вчера. Моя цель прийти и два часа полноценно отработать. Мне нравится поднимать большие веса, и все-таки делать это следует максимально осторожно.
Расскажи, пожалуйста, про ваши отношения с супругой. Я знаю, что она и первый твой читатель, и корректор.
Мне очень повезло с женой - у нас одинаковые интересы и взгляды на жизнь. И она действительно помогает мне в творчестве. Мы идентичные люди, только разного пола. Иногда, из-за этого как раз бывает тяжело, потому что мы оба упрямые. Зато, когда хорошо моей жене, хорошо мне. И наоборот.
Ну, и несколько слов о писательском будущем.
Тут важно не опускать руки. Есть прогнозы, что рынок оживет, так что надо работать. Кроме того есть много смежных специальностей. Сейчас ищут сценаристов для компьютерных игр, еще есть художественный перевод, когда переведенные игры нуждаются в литературном русском. Хочу трудиться на этой ниве. Кроме того существует много интернет-площадок, где можно себя реализовать. Я выкладываюсь на ресурсе, который называется «Lit-Era». Там можно и определенное количество читателей привлечь, и заработать, устроив платную подписку на свои романы.
Блиц
Как бы ты описал свое жизненное кредо?
Я просто стараюсь жить в удовольствие. И делать то, что мне нравится. Важно при этом не мешать другим.
Ты играешь в компьютерные игры?
Да в игры с живыми людьми, где можно параллельно общаться по скайпу.
Что занимает большую часть твоей жизни?
Семья, работа по специальности и сон.
Сколько времени занимает написание книги?
Три месяца. Это среднее время.
Ты в школе хорошо писал сочинения?
Да, русский и литература были любимыми предметами. В школе начал писать стихи.
Георгий Бобылев
Фото Юлия Тер и из архива Игоря Конычева