Среда, 21 Октябрь 2020

Метод Бачина

Статья добавлена 16 Апрель 2016

Когда-то по телевизору я смотрел передачу про Алексея Мишина – тренера олимпийского чемпиона по фигурному катанию Евгения Плющенко. Память сохранила какие-то чудо-тренажеры, которые изобретал Алексей Николаевич, позволяющие его ученикам отрабатывать прыжки. Было немного странно в век технологий, компьютеров и совершенства инженерной мысли… видеть подтрибунное помещение, гайки, тросы… Результат мы все с вами знаем - порхающий на льду олимпионик Плющенко! Вспомнил, потому что побывал в «тренерской лаборатории» Алексея Бачина – человека, который приложил руку к успехам большого количества пловцов. В том числе Николая Скворцова, Сергея Фесикова, Андрея Николаева. Все трое, кстати, сейчас проходят отбор для попадания на олимпиаду в Рио. В сознании людей, тренер, как правило,  это тот, кто засекает время и подбадривает у бортика. Но в большом спорте это лишь вершина айсберга. Потому что глыба соткана из тысячи тренировочных нюансов: от кислородного коктейля до... записей в личном дневнике. 

Бригадный метод

За долгие годы Алексей Бачин выработал свою систему постановки тренировочного процесса. Ее первый элемент – сотрудничество между тренерами. В команде Алексея Юрьевича - мастера своего дела: Владимир Бачин и Константин Суворов. Метод  позволяет повысить качество работы каждого специалиста: общие тренировочные и воспитательные цели, коллективное планирование работы способствует полной взаимозаменяемости  на период отсутствия одного или даже двух тренеров (выезды на соревнования). Второй элемент – одновременная работа с разновозрастными спортсменами. В основе ее лежит принцип воспитания через коллектив, создание сплоченной сильной команды. Ведущие спортсмены не только конкурируют друг с другом «по горизонтали», но и являются лидерами, примером и наставниками для остальных «по вертикали». Осуществляется преемственность поколений, передача опыта и традиций. Происходит воспитание личным примером, особенно это ценно для молодых спортсменов.

Дать детям лучшее

Алексей Юрьевич, вы – Заслуженный тренер и по логике вещей  заслужили право работать, согласно своему видению. Ведь так? 

Если бы я почивал на лаврах, сидя на тренерском кресле, тогда категорически нет! И никакое звание тогда в расчет не идет.  Но у меня бригада, которая пашет по полной программе. Мы понимаем, для чего это делаем, и понимаем, что здесь не бывает мелочей. Сейчас заканчивается олимпийский цикл, идет подготовка к Олимпиаде. Я знаю, что должны сойтись тысячи обстоятельств, и если я упущу какую-то мелочь, то она мне может обрушить всю систему. 

В данном случае речь о спортсменах уровня мастера спорта и выше. К «обычным» мальчишкам и девчонкам отношение несколько иное?

Зная, что ждет спортсмена впереди, я начинаю готовить его с момента обучения плаванию. Дети у нас  осознают, для чего делают те или иные упражнения. Кроме того, весь арсенал тренировочных средств и все лучшее, что наработано в большом спорте, я использую, начиная с раннего возраста.  Биомеханика и кинезиология, спортивное питание, методики тренировки, игровые моменты, магнитотерапия, мази, травы, массажеры, сауна. Ведь грузить могут все, а вот правильно восстанавливать спортсменов - единицы. 

Есть представление о том, что учить плавать надо непременно в воде, но, побывав в «сухом» зале и увидев тренировку с надувными мячами, я понял, что это представление в корне неверное. Расскажите, что еще подключаете к тренировочному процессу?

У нас есть инструктор по йоге. Один-два раза в неделю  дети занимаются с ним. Еще профессиональный инструктор по фитнесу и аэробике. Кроме того, специалисты в тренажерных залах. Со всеми обсуждается программа, которую выполняют ребята под присмотром. Был у нас еще один инструктор – профессиональный ватерполист. К сожалению, ушел работать в другое место, но по субботам мы всегда играем в водное поло.  Это довольно эмоционально, позволяет расслабиться и зарядиться. 

А что касается школьной успеваемости, как у них успехи?

У всех ребят разная картина. Есть такие, которые и в учебе идут впереди всех. Хочу, пользуясь случаем,  отметить поддержку со стороны администрации и педагогов 16 школы, порядка 20-ти наших детей учатся там. 

Первая задача – научиться улыбаться

Давайте немного в сторону уйдем: тренерство – ваша судьба?

Я благодарен своей учительнице, моему первому тренеру – Никоновой Нелли Васильевне. К сожалению, она совсем недавно умерла. Вечная память. Ее рука меня вела по жизни. В какой-то момент именно она дала понять, что надо поступать в институт физкультуры и работать тренером. В девятом классе я уже знал, что буду делать дальше. 

Если представить, что не тренерская работа, кем бы были сейчас?

Кем бы я конкретно стал? Если честно, то даже не знаю. Родители работали на заводе «Сигнал». Поэтому, по логике вещей, я должен был пойти туда. 

Как-то вы это с грустью произнесли… 

Дело в том, что тренерская работа позволила мне быть немножко биохимиком, немножко врачом, немножко психологом, немножко фотографом. Потому что мне интересно все. Недавно прошел два курса по спортивной кинезиологии. Занимаюсь подводной видеосъемкой. Снимаю учеников, чтобы потом дать советы по технике выполнения. Меня интересует здоровое питание. Четыре года занимался проблемой очистки воды, нашел в Обнинске людей, которые делают специальные приборы. Сегодня такой аппарат стоит здесь, в «Олимпе» и дети пьют хорошую воду. Меня очень интересует общение и международные связи. Сейчас, благодаря моему другу Стефану Геничу  у нас появилась очень интересная тема – дружба с Сербией. Мы организовали приезд сербских ребят: пловцов и хоккеистов - сюда. Сами съездили в Белград. И я очень надеюсь на то, что со временем проведем российско-сербский фестиваль. Эта инициатива обсуждается и поддержана администрацией области.

Самый счастливый момент для вас?

Наверное, все-таки рождение ребенка!

А из спортивных побед?

Самым высоким достижением Коли Скворцова было 3 место на Чемпионате мира в Мельбурне. Но на самом деле для меня счастье не в медалях, которые повесили на грудь, и не в занятых местах. Счастье в том, что ты делаешь. И то, что я сейчас делаю, мне интересно. Гордость вызывает то, что мы объединили команду. Маленькие мальчишки и девчонки, с которыми мы порой играем и песенки поем, с горящими глазами рвутся тренироваться. Они хотят узнавать новое, у них нет подлости, нет зависти. У них открытые лица, улыбки. Они - счастливые. Я глядя на них взрослых ребят настраиваю. Вот пели тут вчера: «От улыбки станет день светлей…». И маленькие, и большие (улыбается). 

На полном серьезе? Я ваших ребят видел. Высокие, сосредоточенные, атлетично сложенные. 

Когда-то мы с этого начинали работать с Сергеем Фесиковым. Он пришел такой серьезный. Я ему говорю: Сереж, первая задача, которую ставлю перед тобой – научиться улыбаться. Он смотрит на меня как на ненормального. А я объяснил, что в этом смысл жизни. Если ты с улыбкой проходишь жизнь, значит, она полноценная. Если ты хмуришься, напрягаешься, то, может, не надо этим заниматься. Ведь это не приносит радости. 

Вот вы сейчас как философ заговорили… А известный советский педагог Сухомлинский когда-то так и назвал школу для малышей - «Школа радости».

Весь процесс, который мы организовали, построен так, чтобы всем было комфортно и позитивно. У моего брата Владимира очень развито чувство юмора. И Константин Георгиевич (Суворов – прим. авт.) – это такая душа, родители умиляются от того, как он умеет заботиться о детях: очочки подтянуть, шапочку надеть, в раздевалке поговорить.  У нас маленькие девочки спокойно подходят к «международнику», разговаривают, общаются. Это дает непосредственную дружескую атмосферу. Конечно, дети ругаются, регулярно устраивают разборки. Кто-то кого-то обидел, кто-то обозвал, но как же без этого? Это нормально. Они растут в коллективе, они учатся жить в коллективе. И это самое главное. 

Что нужно, чтобы попасть в вашу группу? Наверняка берете только самых лучших?

Мы берем тех, кто хочет плавать! Никаких других критериев нет!

Коля – это часть моей жизни!

Вы упомянули Скворцова, я не могу не спросить про нашумевший его уход от вас.. При этом не хочу, чтобы мы в дебри погружались. История давнишняя. К тому же это история двух самодостаточных людей, которые, надеюсь, вышли из нее достойно.

Ну, вот буквально полчаса назад я его засекал. Он подошел, попросил, я никогда не откажу.

Конфликт ваш и Николая обнинскому спорту совершенно не нужен. Вы – сильнейший тренер, Коля – сильнейший пловец…

Коля – это часть моей жизни. Это серьезная, большая часть моей жизни. Моего становления. Благодаря ему я приобрел большую часть своего профессионального опыта.

Ситуацию ведь передергивали в том числе СМИ.. Кто прав, кто виноват? Почему ушли Скворцов и Фесиков…

Да, это постоянно звучало. Николай пытался показать, что всего добился сам. Хотя мы прекрасно понимаем, что были созданы условия. Было финансирование из 4 мест притянуто: и Москва, и Пенза, и Обнинск, и Калуга. Безусловно, все это было неприятно, но я отпустил ситуацию. Пошел вперед. В какой-то момент понял, что это даже хорошо, что Сергей и Коля ушли. У меня появилась возможность развиваться дальше. Я уехал работать в ЮАР, в Каир. Путешествовал. Кроме того, какое-то время пожил для себя и в семье. Поверьте, для тренера это большое счастье.

А вы видите Николая на тренерском поприще?

Люди меняются. Знаете, первое слово человека часто ведь не «Мама», а «Дай». А тренер – это человек, который постоянно говорит «Возьми». Он дарит свой опыт, свои возможности, свое мировоззрение. Если Николай это поймет и примет, то у него есть перспектива поработать наставником. Честно, я бы даже хотел, чтобы он почувствовал все это на себе. Возможно, что-то переоценил бы. А так у него склонности к математике, к финансам. Он понимает, как и куда идут деньги, как они работают.

Может ли тренер остановиться, надломиться? Ведь это тяжелый труд.

Был в Обнинске такой случай. Людмила Федоровна Еремеева набрала себе спорткласс, очень хорошие девчонки по всем параметрам. И вот в один момент в классе 7, когда ничего не предвещало плохого, результаты росли, одновременно 10 или 12 девочек бросили плавать. И после этого она в бассейн больше не пришла. Просто стала учить детей плавать в «лягушатнике». И я тоже проходил в этом смысле различные испытания. Но, слава Богу, у меня очень хорошая поддержка, семья, много искренних друзей, которые за меня переживают по всему миру.

Результаты работы «Бригады»

За последние 2 года подготовлено:
6 - Мастеров спорта (трое включены в состав юношеской сборной России);
16 – Кандидатов в Мастера спорта
200 - массовых разрядов

Статистика:

Чемпионат ЦФО 2016: из 28 участников от Калужской области - 18 из «бригады Бачина» Юношеское Первенство России (Волгоград 2015 г.): из 18 отобравшихся от Калужской области - 10 воспитанников из «бригады Бачина»
Многоборье «ОЛИМП» 2015 г.: из 24 победителей - 16 воспитанников «бригады Бачина».

Георгий Бобылев
Фото Александра Ульяненко
Из архива Алексея Бачина