Прошлое оставляет след. Если у человека есть, к чему вернуться из прошедшего – это называется воспоминаниями. Если есть, о чём вспомнить у города – это называется музеем.
Свой музей сродни признаку психологической взрослости города. Значит, прошедшие годы оставили материальные следы, которые можно рассмотреть, изучить, показать другим. Так рождаются выставки, экспозиции, – наглядные памятники былых дней. Так родился и наш музей.
ВОЛЬНЫЙ ВОЗДУХ ШЕСТИДЕСЯТЫХ
Первые годы существования Обнинска, как города, – это годы не только бурного развития науки, но и постоянного творчества. Родилась и развивалась библиотека, созданы были театр, музыкальные коллективы, оркестр народных инструментов… Несмотря на то, что город сам был молод и населён в основном молодёжью, им оказалась не чуждой и идея создания музея.
На самом деле поле деятельности оказалось достаточно широким: история края, окрестных сёл, деревень, вошедших в территорию города, исторические личности, владевшие этими деревнями и сёлами; а дальше – история современности: научно-исследовательские институты, люди, в них работающие, история, создаваемая прямо на глазах поколения…
1964 год – дата рождения городского краеведческого музея. Тогда обнинским горисполкомом было принято решение о его создании, а также утверждён состав совета музея в количестве 20 человек. Директором нового культурного учреждения стал Александр Михайлович Курбатов.
СПРАВКА: «Александр Михайлович Курбатов – секретарь подпольного Угодског-Заводского райкома партии в период немецко-фашистской оккупации района, комиссар партизанского отряда. В Обнинске жил с 1962 года.» (Из книги Р.А. Гавриловой «История становления Обнинска. 1940 – 1960-е гг.»)
В те годы весь город занимал лишь крошечную часть современного, ту часть, которую мы сейчас зовём «Старым городом». Для краеведческого музея выделено было помещение бывшей сберкассы на проспекте Ленина, рядом с Домом культуры ФЭИ. 9 мая 1965 года музей принял своих первых посетителей. Конечно, в те годы экспозиция была очень скромной, и состояла практически из одних документов и фотографий. Но все понимали, что это только начало…
Фонды музея пополнялись стремительно. Жители молодого города несли в дар самые разные вещи – от крестьянских лаптей до фото из семейных коллекций. Очень скоро стало ясно, что прежнее помещение не выдержит натиска экспонатов; и в 1969 году музей отпраздновал новоселье, на этот раз обосновавшись в общежитии строителей на бульваре Энтузиастов (ныне это улица Победы).
РЕВЕККА ГАВРИЛОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ
«Я работаю в музее уже 40 лет, начинала ещё там, на бульваре Энтузиастов. Сперва штат музея был очень маленьким – три сотрудника и директор, потом ввели должность главного хранителя. Обязанности между собой мы распределяли сами. Вообще тогда, при маленьком штате и небольшой экспозиции была такая особенность, что все мы были универсальными специалистами по всем областям работы музея. Каждый работник знал всё про любой экспонат».
В те годы музей был необыкновенно камерным, и от этого очень уютным. Все окрестные дети заходили туда. В первом зале располагалась экспозиция времён Великой Отечественной войны – ржавые снаряды, пулемёт, продырявленная каска. В следующих залах стояли макеты зданий и лабораторий ФЭИ, восхищавшие тщательностью проработки деталей – миниатюрные агрегаты, крошечные турбины, пульты с микроскопическими шкалами и рычагами управления… Завершала экспозицию регулярно сменяемая выставка картин. А в самой середине располагался настоящий центр притяжения детского внимания: макет обсерватории «Дружная» на острове Хейса (домики, озеро из оргстекла, лёд, как в самом деле!), и здоровенное чучело белого медведя!
Самым главным соблазном, конечно же, было, дождавшись, когда рядом не будет никого их работников, дотянуться (медведь стоял далековато для детских рук), и потрогать чёрный жёсткий нос. Самые храбрые даже засовывали ладонь в приоткрытую пасть. Ну а те, кто обладал большой долей воображения, утверждали, что при этом медведь шевелился…
– С макетами дело обстояло так, – рассказывает Ревекка Гаврилова, заместитель директора музея по научной работе. – Их изготавливали сами предприятия для участия в международных выставках, а после завершения передавали в музей. Так у нас оказались представлены многие научно-исследовательские институты города в таком подробном виде.
А история медведя такова. Метеорологическая станция располагалась на острове Хейса, откуда наши исследователи погоды запускали ракеты для исследования верхних слоёв атмосферы. Остров входит в состав Земли Франца-Иосифа в Северном Ледовитом океане. Конечно же, в этих местах живут белые медведи, и там они чувствуют себя хозяевами. Медведи нередко заходили в посёлок метеорологов, интересовались происходящим, искали пищу. Некоторые из пришельцев оказывались агрессивными, и людям не оставалось ничего другого, кроме как воспользоваться огнестрельным оружием. Так в Обнинске, далёком от всякого севера, и оказалось чучело царя снежных просторов.
ВСЁ ПРИШЛОСЬ ДЕЛАТЬ ЗАНОВО
Время шло. Коллекции росли, музей прочно занял своё место в культурной жизни Обнинска. К 90-м годам стало ясно, что прежнее тесное помещение на улице Победы уже не в состоянии вместить все экспозиции и удовлетворять запросы людей. Возник вопрос – где музею быть дальше?
Решение пришло неожиданно. Тогда, в конце 80-х – начале 90-х бурное строительство шло по проспектам Маркса и Ленина. И вот там, практически на перекрестьи этих двух линий, появилось новое современное здание. Возводилось оно с формулировкой «общественная пристройка» и предназначалось для социальных нужд, – к примеру, в нём могразместиться роддом. Но в конце концов здесь разместился наш городской музей.
Переезд оказался делом очень непростым. Музейные экспонаты – вещь хрупкая, их так просто в ящики не сложишь, а масштабные макеты лабораторий даже в дверь невозможно было вынести. Экспозицию пришлось демонтировать, экспонаты перевезли по частям, и заново всё собиралось уже на новом месте. Знаменитое чучело медведя к тому времени было уже очень потрёпанным – всё следы прикосновений многочисленных посетителей. Его пришлось подвергнуть реставрации, чтобы он вновь мог удивлять гостей музея.
Первым в новом огромном здании открылся для посетителей выставочный зал.
90-е годы были для музея такими же трудными, как и для всей страны – и в то же время это были годы движения вперёд. С одной стороны, возникали проблемы с финансированием. В новой экономической обстановке приходилось самим заботиться о пополнении запасов. Музей сдавал свои площади под различные офисы, и уже эти деньги расходовал на оформление экспозиций.
С другой стороны – именно в девяностые наш музей превратился в серьёзное научно-просветительское учреждение. Существенно расширился штат работников, появились отделы и специалисты, заведующие работой именно этих отделов. Каждый сотрудник стал специализироваться в своей, конкретной области. В те годы как раз и сложился основной костяк коллектива музея, большинство которых работает по сей день.
Возникли в те годы и новые возможности показать некоторые исторические события и факты. Если в советское время из-за закрытости города информация о возникновении секретного объекта была засекреченной, то на исходе века уже можно было рассказывать о создании лаборатории «В». Углубились музейщики и в прошлое, собирая информацию об усадьбе Белкино и её владельцах, о семьях Бутурлиных и Обнинских. Тогда, в девяностые, был установлен контакт с их потомками, который не прерывается до сих пор.
ВИКТОР ЖИЛЯЕВ, ХУДОЖНИК
«Всегда проходил мимо нашего музея с тёплым чувством. Ещё когда он располагался на улице Победы, через выставки в его небольших залах удалось познакомиться с замечательными художниками. Сразу чувствуется, что эти выставки создаются людьми, понимающими красоту природы и жизни.»
ФОНДЫ РЕШАЮТ ВСЁ
Как уже было сказано, сегодня наш городской музей – это большое научно-просветительское учреждение. За пятьдесят лет им пройден огромный путь от крошечного помещения в здании бывшей сберкассы до собственного величественного здания, являющегося одним из украшений города.
На сегодняшний день в музее работает больше четырёх десятков сотрудников, четверо из них имеют стаж больше тридцати лет. Каждый сотрудник – штучный специалист, много лет занимающийся своей специализацией. Как ни удивительно, но здесь почти нет людей со специальным музейным образованием – специальность музеолога появилась в наших ВУЗах только в последние годы ХХ века, когда коллектив уже сформировался. Но на необразованность работников ещё никто не жаловался. И неудивительно – здесь есть историки, искусствоведы, люди с глубоким знанием иностранных языков; и, конечно, дополняет всё огромный опыт. Это позволяет вести свою работу на высоком уровне; недаром обнинские музейщики с успехом выступают с докладами и результатами научных изысканий на различных конференциях, посвящённых истории и музейному делу. Помогает это и ответственно, со знанием дела подходить к созданию экспозиций.
– Как начинается экспозиция? – рассуждает Ревекка Гаврилова. – Сначала проводится тщательная исследовательская работа. Каждый предмет, попадающий к нам, проходит проверку на подлинность. Прежде чем показать экспонат людям, мы должны удостовериться, к какой эпохе он принадлежит, насколько большую историческую ценность представляет.
На каждый полученный предмет тут же составляется подробный паспорт, и он начинает числиться в фондах. В музее имеется специальная библиотека со справочниками, каталогами и описаниями. Да и сами сотрудники, поднаторев в своём деле, нередко могут на глаз определить, к какому веку принадлежит старинная монета или лезвие заржавленного ножа. Если же не получается сделать это самостоятельно – вещь отправляется на экспертизу.
РЕВЕККА ГАВРИЛОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ
«Фонды – самое главное, что есть в музее. На них строится вся экспозиционно-выставочная и научная работа. Собственно, фонды – это и есть сам музей.»
Сегодня в фондах музея истории города – более 50.000 единиц, из них около 3.000 произведений искусства. Здесь можно найти документы, фотографии, археологические находки, макеты, одежду, предметы быта, монеты, оружие, украшения и многое-многое другое.
Но мало иметь вещи – надо, чтобы эти вещи как-то работали. Работники музея не дают экспонатам залёживаться. Здесь постоянно проходят разнообразные выставки, дополняются экспозиции. Реализуется множество проектов: это и «Всей семьёй в музей», и мероприятия для детей с ограниченными возможностями, и «Ночь в музее», и разные не менее интересные проекты.
Главными своими посетителями музей считает детей, и хочет, чтобы юные обнинцы приходили сюда как можно раньше, с младшей школы. Здесь для них разработаны образовательные и игровые программы, знакомящие с историей города и края.
ИРИНА ФАЛЕЕВА, НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
«Значение музея для нашего города невозможно переоценить. Задачи его тем сложнее, что он соединяет в себе две ипостаси – художественный и краеведческий. И прекрасная деятельность наших музейных работников видна во всём – в реализуемых проектах, в выпускаемых книгах, в освоении новых форм работы. Недаром наш музей так высоко оценивается Министерством культуры области и даже на уровне страны. Одним из показателей служит то, с какой интенсивностью проходят в нём выставки – нужно обладать высочайшим профессионализмом, чтобы в сжатые сроки подготавливать и проводить их.»
Одним из самых дорогих сердцу проектов стала для нашего музея серия книг «Музейный проект». В нем представлены полноценные исследования научных сотрудников по разным темам: «Святыни окрестностей Обнинска», «Три усадьбы. Белкино, Турлики, Бугры», «Школа-колония «Бодрая жизнь. Испанский детский дом»и недавно увидевшая свет «История становления Обнинска. 1940-1960 гг.». При подготовке изданий проведена колоссальная работа по сбору материала, использовано множество уникальных фотографий и документов, проведены интервью со старожилами и очевидцами исторических событий. Книги эти рассказывают о прошлом нашего города и его окрестностей, и с поразительной любовью воскрешают его для настоящего.
ЗАВТРА БУДЕТ ЗАВТРА
Вот так живёт наш музей. Лёгкой работу его сотрудников не назовёшь – она требует подготовки, постоянного труда и огромного багажа знаний. Надо не только знать область своей деятельности, но и обладать умением донести это до посетителей, ведь приходится самим проводить экскурсии. Кстати, прежде чем приступить к работе, каждый кандидат на сотрудника музея сдаёт экзамен перед своими коллегами на знание предмета, на умение говорить и отвечать на вопросы, а это ой как нелегко!
Зато каждый день здесь идёт напряжённая и интересная деятельность. Ведь изучать историю – всё равно что изучать саму жизнь!
– Хотелось бы, чтобы к нам пришла молодёжь, – говорят сотрудники музея. – Есть опыт, есть знания, есть множество наработок. Хочется поделиться всем этим богатством с теми, кто будет работать дальше!
И, несмотря на небольшую зарплату и серьёзную работу, желающие посвятить свою жизнь музею всё-таки есть. А это значит, что впереди у нашего музея ещё много лет творческой деятельности.
Игорь Журавлёв
При подготовке статьи использовались материалы книги Р.А. Гавриловой «История становления Обнинска. 1940-1960-е гг.»
В статье использованы фотографии из фондов музея истории г. Обнинска