Записки сценомана
Я в наукограде недавно, но уже дважды успела побывать на спектакле режиссера Юлии Носовой «Тайна М». В первый раз по приглашению друзей, и уже позднее по собственной инициативе, так как хотела сделать фоторепортаж, мне вообще очень понравился визуальный ряд и множество технических решений – световых, пространственных, но об этом после.
Как уже говорилось выше, я живу в Обнинске меньше года, и поэтому само нравственно право на написание театрального обзора этой постановки в моем случае под вопросом. Во-первых, потому что сравнивать с другими обнинскими коллективами студенческую труппу ИАТЭ я не могу, хоть и располагаю полным перечнем театров наукограда, и, в частности, многое прочла о Вере Бесковой и ее детище, но вживую пока видела только пресловутую «Тайну М», продукт коллективного авторства Владимира Чучелова, Дениса Скобеева и Артема Смирнова. Разумеется, это мое личное упущение, и даже плотный рабочий график не оправдание, если уж вы заявляете себя ценителем; как говорится, назвался груздем…
К слову о ценителях, представленность безусловных почитателей сценического искусства в наукограде мне и по сегодняшний день видится довольно размыто, но, к примеру, о народном драматическом театре имени Веры Бесковой довелось узнать совершенно случайно. Ранее, в первые месяцы пребывания здесь, в ответ на вопрос о ведущем театре города, от друзей услышала: «Да у нас здесь такого нет, это же Обнинск». Попрошу читателей не спешить возмущаться, и объясню, почему тогда мне это показалось вполне правдоподобным. Ну, во-первых, мои друзья-респонденты – местные, и не было никаких оснований не верить им, родившимся и выросшим здесь, а также принадлежащим к прослойке так называемой технической интеллигенции.
И, более того, с каждым днем, все сильнее ощущая себя в этом, согласитесь, весьма профильном городе презренным гуманитарием и, составляя, пускай субъективный, но все более подробный собирательный образ этого подвида интеллигенции – технического, я уже довольно ясно понимала: лучше не расспрашивать. Нет, никто не хотел обсуждать со мной симулякры Бодрийяра или там новеллистов поколения Х, а тем более, упаси Боже, смотреть моноспектакли Евгения Гришковца. Про стихи молчу, ведь, как мы знаем, порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. В общем, логично, что высокого спроса на прекрасное и бесполезное в Обнинске не было. Нет, здесь хватало и других занятий, но после довольно длительного периода жизни, насыщенного постмодернистским искусством, в том числе и театральным, сказывалась уже просто хандрой его острая нехватка. Я чувствовала себя уездным тургеневским дядюшкой – такой же старой брюзгой, смешной со всеми этими воздушными знаниями о каком-то там нравственном принципе Канта, до которого тут никому не было дела. С местными можно было поговорить о гелии-3 или компьютерных играх, новой версии операционки, то есть если они до тебя снисходили, разумеется.
Но тут друзья снизошли до меня просто по-царски – пригласили на спектакль. Оказалось, театры в Обнинске все же существуют. Хвала маленьким городам, где новости разлетаются быстрее, чем через соцсети!
Немного разузнав о предстоящем зрелище, выяснила, что спектакль дает студенческий любительский театр, режиссер которого, впрочем, закончила «Щуку», а в составе труппы есть взрослые актеры и музыканты, что важно, так как анонсировались элементы мюзикла. Привычка давать новые названия направлениям вообще свойственна музыкантам-экспериментаторам, поэтому мы и тонем в сотнях определений рока.
Здесь же, несмотря на громкое заявление – музыкально-фантастический эндшпиль – на поверку был вполне себе водевиль, правда, осовремененный, в частности, панк-роком в лице Дениса Скобеева, который, похоже, не удержался, чтобы не сыграть практически самого себя и даже наряд с того раза, как я его видела на концерте «Dёргать!» зимой, менять не стал. Это немного смешило, ведь Скобееву в постановке отвели роль эдакого принца, первого парня колледжа и покорителя девчоночьих сердец. И его, очевидно, любимая, но не подогнанная по размеру жилетка, все время забавно топорщилась в особо прочувствованных и пафосных монологах. Но панк-рок, он не для того панк, чтобы придавать значение таким бренным деталям. Разумеется, художник может позволить себе быть экстравагантным фриком, если он светило вроде Никиты Михалкова, и любые его действия мистицирующая толпа на что-нибудь да спишет. Также он может позволить себе многое на сцене любительского провинциального театра, поэтому критиковать Скобеева, как лицедея, дальше просто непорядочно. Надо отдать ему должное, как музыканту и автору песен для спектакля, все вокальные партии артистов были выверены и явно хорошо отрепетированы. В целом же, конечно, существуют актеры, «не попавшие» в образ, и подтверждение тому недавно вышедший в прокат фильм «Ограбление по-американски» - в нем Эдриану Броуди поразительно удается роль носатого еврея. Надеюсь, Скобеев еще сыграет какого-нибудь сферического домкома Кубышкина. Во всяком случае, мне кажется, ему пойдет.
Что касается остальных исполнителей ведущих ролей. Так как в этой постановке мы наблюдаем почти классический любовный треугольник, то и речь идет о Даме сердца и Главном сопернике. Первую играет Екатерина Сазонова – юная талантливая артистка с хорошим вокалом. Сказать что-то свыше этого сложно, не имея сравнения с другими ее работами, но конкретно в этом спектакле к Екатерине нет претензий. Ей хорошо удается роль капризной ревнивой подруги в начале действа, и после, в ходе мистического перевоплощения зритель вместе с главным героем открывает другую Машу (так зовут девушку по сюжету) и наблюдает ее знакомство с миром с позиции новорожденного. Сложно не влюбиться в это чистое небесное творение, что главный герой незамедлительно и делает. Немного печалит, что пресловутый «мистический элемент» нивелирует всякий драматизм самоосознания, нет перехода от эгоистичного мировосприятия красотки, допустим, к потрясению и последующему раскаянию, но так диктует сюжет, и согласно нему это все же две разные сущности. Есть предпосылки верить, что в других условиях Екатерина Сазонова могла бы раскрыться гораздо больше – таланта артистке не занимать.
Артем Смирнов в роли Главного соперника невольно открывает ящик Пандоры, чем и призывает на свою голову те самые мистические силы, которым мы обязаны приставкой «фантастический» в этом новоявленном, с точки зрения сценаристов жанре. Ну что ж, его герой обычен и происходящим событиям совсем не рад, а просто хотел себе Машу. Не ту, новоявленную и «обнуленную», а изначальную – поверхностную эгоистичную красотку. Нас же радуют некоторые диалоги артиста с «великим комбинатором» действа Александром Мышляевым – он, как вы уже догадались, воплощает на сцене тот самый эндшпиль со всей силой харизмы то ли баптистского проповедника, то ли продавца подержанных автомобилей.
Впрочем, если убрать из концепции Александра Мышляева и его героя, высшее существо Дракона, мы, скорее всего, увидим сценический вариант сериала «Универ», который усердно воплощают на подмостках герои второго плана. Подружки-сплетницы, шумная разбитная мама, карикатурно манерный друг, нарочито простоватый друг… ну, вы поняли. Отдельного упоминания заслуживают два персонажа побочной линии сюжета: следователь и чиновник. Государственные мужи русскому кинематографу удавались всегда, и, кажется, здесь как раз тот случай, когда это культурное бессознательное подпитывает и сценическую сферу. Персонажи безупречны, кроме шуток. И, если чиновник просто убедителен, то следователь – его играет студент Артем Сухоруков – мне показался единственным профессиональным актером этой постановки, органичным настолько, что умел правильно отпустить себя в самых сложных моментах и не казаться напыщенным или, наоборот, «деревянным». В первый мой просмотр «Тайны М» публика отреагировала на его сольную сцену бурными овациями, во второй – настороженно молчала. Почему, непонятно. Как пофилософствовал один знакомый рэпер: «Толпу не угадаешь». Действительно.
А теперь, что касается концепции. Шахматная партия, которую скучающий бог разыгрывает сам с собой. Идея не нова, и, думается, конкретно это воплощение высшего существа в образе Дракона авторы позаимствовали у Анджея Сапковского вплоть до его давней застарелой обиды от потери своего собственного мира, что и толкает одинокого бога на игры в людей. Или я ошибаюсь и это просто так совпало. Борх Три Галки Сапковского, по выражению его прекрасных спутниц был красивым и золотым. У Александра Мышляева в «Тайне М» отличная сценическая жестикуляция, на которую он не скупился весь спектакль и то и дело застывал в открытых размашистых позах. Таким образом, у меня получились отличные фотографии с ним.
Что касается других приятных моментов постановки, следует отметить мастерское зонирование пространства, простую, но изящную сценографию, позволившую не только обыгрывать некоторые переходы действа, но и применить ряд спецэффектов. Грамотная работа осветителей и звукачей, словом, все то, составляющее – что? Правильно, техническую поддержку действа. Что касается соблюдения театральных канонов, ну что ж, Юлия Носова называет все свои последние постановки экспериментальными, и снобствовать на этот счет негоже.
Конечно, можно было бы и не писать такого резковатого критичного отзыва. Ведь, очевидно, зал был доволен, очевидно, «Тайна М» - плод работы энтузиастов, болеющих любимым делом. И, в конце концов, очевидно, в критики в любые времена идут все, кому не лень. Так что прошу прощения у всех участников театральной труппы ИАТЭ за это брюзжание избалованного зрителя на фоне сотен довольных поклонников. При первом посещении спектакля слева от меня сидела беременная девушка, которая искренне взволнованно следила за развитием сюжета и хохотала над комичными сценами. Вот и хорошо.