Вторник, 07 Апрель 2020

УЧИТЕЛЬСКОЕ СЧАСТЬЕ

Статья добавлена 17 Апрель 2016

Лариса Чернова: «Лучшим в себе я обязана школе!»

С Ларисой Валентиновной мы встретились в дни весенних каникул. В школе было необычно тихо. Я спросил: наверное, хорошо, когда тихо? И вместо согласия получил ответ: мне не хватает шума детских голосов. Несколькими неделями раньше педагог 16-ой школы по дисциплине «Мировая художественная культура» была признана лучшей в городе, и теперь будет представлять Обнинск на областном конкурсе. Свою любовь к профессии она объясняет тем, что в её школе учатся хорошие дети. С этого вопроса мы и начали разговор. 

А что такое «хорошие дети»?

Дело даже не в послушании, а в желании учиться, они у нас мотивированные, неравнодушные. Когда «МХК» только ввели в программу, мне каждый второй задавал вопрос: а зачем нам это нужно? Ведь по нему нет экзамена. Было сложно объяснить.

Какое решение придумали?

Я говорю детям, что мой предмет самый важный в школе. Ведь в любом возрасте вы будете ходить в кино, театры, путешествовать. Он нужен, чтобы чувствовать себя гражданином мира. Когда тебя не давит неизвестность. Когда ты знаешь и архитектуру, и музеи. И вот ребята со временем стали приходить и говорить: спасибо вам, что этот предмет есть. Это самые радостные моменты в жизни, когда они рассказывают: вы говорили об этом художнике, а я книгу о нем прочитал и фильм посмотрел.
Что входит в предмет МХК?
Архитектура, живопись, скульптура, зарубежная литература, русская культура, театр, музыка. У нас есть программа и учебник, которые это охватывают. Предмет, конечно, междисциплинарный.

А как вы пришли к нему, как сами стали специалистом? Получается, вы должны быть самым культурным человеком не только как учитель, но и как преподаватель МХК. Как с этим жить?

Непросто (смеется). В начале учительского пути я преподавала только русский язык и литературу, потом появилась новая программа и новые предметы. В это время я вышла из декретного отпуска, часов по моим предметам было недостаточно, предложили вести курс МХК. Любовь моя безумная к этому предмету связана с тем, что я начинала его с нуля. Я лично на себе проверила, что в жизни не дано предугадать, что нам понадобится. Могла ли я подумать, что эти университетские дисциплины по мировой культуре мне пригодятся? Нет! И я читала, зубрила, разбиралась до 2-3 часов ночи. И удивлялась: как я могла жить и этого не знать? Это не высокие слова, поверьте. Дети это тоже чувствуют. Ты их подводишь незаметно к открытию и видишь, как у них глаза открываются, загораются. И это счастье учительское.

Что для вас конкурс учителей, почему пошли, ведь это стресс?

Вообще у нас школьные традиции очень сильные. У нас три педагога за последние годы в городе его выигрывали. И на области брали второе место и третье. Сначала, конечно, не хотела. Я человек эмоциональный, понимала, что буду переживать. А с другой стороны, уговаривала, что надо проверить себя, новый виток нащупать в профессиональной деятельности.

Да, профессия учителя вертикального роста не предполагает. А проблема профессионального выгорания существует. Что еще двигало вами, когда занимались подготовкой?

У меня дочь сейчас заканчивает 11 класс. Я всегда гордилась своей мамой и тоже хочу, чтобы дети мной гордились, и чтобы школьные традиции продолжались. Я разговаривала с теми людьми, которые участвовали в конкурсе. И никто мне не сказал, что пожалел об участии. Даже те, кто не выигрывал.

Согласны с утверждением, что учительский труд – неблагодарный?

Не соглашусь!

Но ведь это труд, как минимум имеющий большую отсрочку в благодарности и большую неопределенность с точки зрения результата. Что будет с детьми, кем они вырастут, мы не знаем.

Я считаю, что благодарная. И в этом году сильно это почувствовала. Даже дети из классов, где урок всего один раз в неделю, звонят и говорят: «Спасибо большое!». Есть дети, которые поступали в вузы, связанные с изучением мировой художественной культуры. А начиналось всё с участия в школьных, городских, региональных научно-практических конференциях. Одна девочка, которая учится в архитектурном, в Санкт-Петербурге, рассказывала, что читала там свою школьную исследовательскую работу. Ей аплодировали даже преподаватели. Выпускники приходят и говорят: спасибо, мы – успешные люди! И не потому, что я их научила чему-то по МХК. А потому, что они чувствуют мое неравнодушное отношение. Домашние иногда ревностно замечают, что я уделяю внимания больше своим ученикам, чем им. Я болела как-то, лежала дома, приходят дочери, я спрашиваю: как там мои дети? - намекая на класс. А они с обидой: мама, это мы твои дети! Поэтому, чтобы быть ближе, моя младшая дочь учится в классе, где я являюсь классным руководителем.

Не иначе у вас есть какой-то секрет?

Если вы гордитесь детьми, если вы их любите и цените, у них у многих все получается. Вот выпускники наши учатся в Финляндии, наверное, будут крупными бизнесменами. Я говорю: организуете фирму, буду у вас пыль в офисе вытирать. Они так серьезно отвечают: Лариса Валентиновна, да мы вам, наверное, процент должны платить, ведь залог нашей успешности – ваше старание. Я: давайте, договор сразу подпишем, а то забудется (смеется). Дети звонят в день рождения, они приходят ко мне домой. Это уже традиция.

Здорово, когда так, но ведь не всегда так.

Мне повезло!

Что для вас значит 16 школа?

Я окончила Тверской государственный университет и пришла в 16 школу совсем без опыта. Поэтому эта школа сделала меня такой, какая я есть. Есть такая фраза: лучшим во мне я обязан книгам, так вот лучшим в себе я обязана школе. Честно! Моя семейная жизнь тоже плотно связана со школой. Дети мои здесь учатся. В школе я приобрела друзей, которых также считаю своей семьёй.

Что ваши близкие говорят по поводу увлеченности работой? Видят ли они вас дома?

Я – очень ленивая женщина! Поэтому мои домашние практически сняли с меня бытовые обязанности. Я счастливая в этом отношении. Мне помогает мама, свекровь, муж, который еще ни разу не устроил скандала по поводу того, что что-то было не сделано. Я могу готовить, могу нет. Стыдно признаться, я майонез в магазине 15 минут выбираю. Навыка нет. Я очень признательна родным. У меня счастливая семья.

Я думаю, живете ожиданием областного конкурса?

Сейчас я живу будущим своей дочери. Ей предстоит сдача ЕГЭ и поступление в вуз. И, вполне возможно, она тоже после педагогического университета придет работать в школу.