Сегодня фотосъемка стала абсолютно доступна каждому, а фотография - своеобразным каналом общения. Выложил кадр в социальную сеть и даже писать ничего не надо. Он сам за себя скажет. А вот еще четверть века назад все было иначе: проявитель, закрепитель, ванночки, красный свет, фотобумага на прищепках. Фотографы были не иначе специалистами в тонком деле, сродни химическому анализу. Их было мало. Это был штучный товар. Впрочем, хорошие фотографы-специалисты и сегодня редкость. Как обыватели мы узнаем их по размерам объектива – эдакие люди с фоторужьями. Александр Ульяненко – из тех, кого называют мастером своего дела. Он подарил Обнинску тысячи своих работ (они регулярно появляются в разных СМИ). Сказал ими многое, но не сказал при этом ни слова. Мы решили исправить ситуацию, добавив к визуальному каналу коммуникации вербальный.
Александр, расскажи о том, как ты начал фотографировать, и о том, как пришел в профессию?
У отца был «Зенит», как и многие в то время он увлекался фотографией. Помню, как дома в ванной происходила вся эта магия. Я рядом ходил, подглядывал: красная лампа притягивала и манила. Впрочем, какого-то большого интереса и желания «перенять опыт» у меня не возникло, но, уверен, что-то было посеяно в душе именно тогда. Зерно, которое дало всходы позже.
В 2002 году была куплена первая цифровая мыльницу «Олимпус» 3 мегапикселя. И я начал снимать мир вокруг. В то же время в студенчестве основательно взялся за бас-гитару, начал играть в рок-группе. Было много интересных знакомств в тот период, а одно из них оказалось знаковым. Именно Слава Турышев (Ортус), видя мое увлечение фотографией, сосватал меня Андрею Ильницкому – руководителю пресс-службы администрации, которому в тот момент нужен был фотограф. Помню, я портфолио должен был принести, продемонстрировать свой уровень. Естественно на тот момент у меня ничего не было. И принес фотографии кота и подруг. Зато в костюм принарядился (с тех пор костюм я не одевал ни разу). Все-таки администрация. Во вторник я защитил диплом, а в пятницу была первая съемка в мэрии – поездка на водоканал. Так что я не знаю, как так случилось. Нити судьбы вывели меня на этот тернистый путь. Мог ли я тогда предположить? Нет! Не мог.
Итак, есть две точки… Одна десятилетней давности, когда молодой парень с любительским фотоаппаратом пришел работать в Администрацию. И вторая –день сегодняшний, когда он имеет реноме известного фотографа в Обнинске. За это время Саша прошел путь «от котиков Олимпусом до фото президента Медведева топовой камерой Никон». Что же было между этими отметками, ознаменовавшими прямо-таки превращение «утёнка в лебедя»? Как ты учился?
Начнем с того, что, снимая много, ты учишься сам по себе, видишь свои ошибки, нарабатываешь опыт. Во-вторых, изучаешь работы разных людей и думаешь, почему у них лучше. Еще смотришь обучающее видео, хорошие правильные фильмы, читаешь профильную литературу. Все это чистой воды самообразование в моем случае. А, в-третьих, еще в нашем деле нужно постоянно инвестировать в оборудование. По моему убеждению, начальный уровень камер уже позволяет что-то делать. Средний – не мешает. А топовый уровень - помогает. На каких-то этапах, я понимал, что могу больше чем может моя камера. Тогда я шел и покупал следующую.
То есть, чтобы научиться надо постоянно фотографировать, анализировать, еще обновлять оборудование… Что-то еще?
Тут важно понимать, что я, например, не художник, я - ремесленник и репортажник. Мне интересны действия людей, эмоции. За репортажные годы выработалось умение чувствовать событие, его динамику и логику - что за чем последует. То есть я, как нападающий в футболе, который оказывается в том месте, где надо… Чутьё. Его тоже можно и нужно развивать.
А еще в этой профессии надо быть психологом. Для того, чтобы общаться и взаимодействовать во время съемки. Я вот думаю, что я такой житейский психолог. Какие там термины есть: эмоциональный интеллект, вчувствование, эмпатия? У фотографа это все должно быть. Поэтому нужно уметь общаться с людьми. Самый лучший кадр с человеком, когда он не пытается одеть маску. Я стараюсь выловить естество.
Супруга Люба: Когда он работает, то не просит встать вот так и улыбнуться. Он просит взаимодействовать, разговаривать или шутит сам и пока люди смеются он быстро фотографирует эмоции.
Скажи, а на каком уровне в съемки ты сейчас находишься? Какого уровня ты достиг?
Мне самому объективно оценить сложно. И потом, планка постоянно как горизонт уходит вперед. Я смотрю на снимки свои и мне хочется выжать из них большего. Но ответить себе на вопрос чего именно, я не могу. Но это уже мой внутренний бесконечный разговор с собой. Понимаешь, искусство – это когда из тебя фонтанирует что-то нетривиальное. Когда я работаю меня всегда по-хорошему вштыривает. В съемку я вкладываю душу. Но назвать это чем-то гениальным не могу, это просто по-обычному красиво.
Хорошо, к числу прочих добродетелей ты еще и скромен. И все-таки правильно ли понимаю, что при определенных усилиях хорошим фотографом может стать каждый?
Понимаешь, что-то иррациональное присутствует в этом: космос, энергия, судьба, провидение. Я считаю, что весь мой путь, я в нем - ведомый. Происходит череда случайностей. Да, есть уроки по композиции, технике… и научиться снимать можно. Но важнее сделать так, чтобы человека это цепляло, чтобы он это чувствовал, и чтобы умел находить контакт с людьми… Если он не для этого, то я не знаю, как его научить и зачем. Да, профессия – мой хлеб, но мне кажется, что если удовольствие от этого процесса у меня закончится, то и профессия закончится.
Можешь рассказать о своих жизненных приоритетах… Что для тебя важно в первую очередь во вторую, третью…
Ставить жену выше музыки можно, и это правильно. Можно музыку поставить выше жены, но будет некорректно. Для меня не работает модель пирамиды: где что-то ближе и важнее, а что-то дальше. Мне ближе модель шара. На поверхности моего шара находятся мои родители, любимая жена, моя кошка, любимая работа, музыка (гитара иногда просто просится в руки), мои близкие, спорт, физическая активность (коньки, ролики, мотоцикл, лыжи). И это все образует мою сферу. В центре которой есть мое Я.
А еще есть душа, которая плотно связана с ремеслом или искусством фотографирования. Потому что в случае с Александром Ульяненко противоположные понятия взаимосвязаны. Ремесленник выдает результаты своего труда на продажу. Человек искусства – создает ради самого результата. Те, кто знают Сашу, не сомневаясь скажут, что он, в первую очередь, - творец.
Георгий Бобылев
Из архива Александра Ульяненко