Понедельник, 06 Апрель 2020

Радийный тандем

Статья добавлена 02 Март 2020

Андрей Волков, пожалуй, самый большой специалист в области радио в Обнинске. А если к нему приплюсовать супругу – Ольгу Евграфову, то уровень экспертности просто зашкалит. Их общий стаж исчисляется с момента появления «Русского радио» в будущем наукограде. И надо признать, за два десятилетия они ощутимо продвинулись вперед, причем, не только на городском, но и на региональном, и на федеральном уровнях.

Андрей, во-первых, с праздником. С Международным Днем Радио! Расскажите, как это было? Как начиналось радио в Обнинске?
Спасибо большое! Первая коммерческая радиостанция в городе была организована и запущена Василием Мосоловым в 93-м году, она называлась «Радио Рейтинг». Вообще, в то время понятия коммерческого радио в России не существовало. Любой человек мог взять и собрать передатчик, высоко кинуть антенну, собрать студию, поставить пульт-микрофон и начать вещать – никаких регламентов на тот момент не существовало. Первые рекламодатели у «Рейтинга» появились довольно быстро, почувствовав свою выгоду. В 95-м году в Москве возникла радиостанция «Европа Плюс», которая первая начала развиваться в регионах, затем «Русское Радио». Оно пришло в Обнинск в июне 1999 года.

Так, а ваш приход на радио как состоялся?
Я родился на Украине, музыкой занимался с начальной школы, потом играл в различных музыкальных группах. Родители – военные, последнее место службы Балабаново-1, там я и закончил школу. А вот получать высшее образование поехал в юридическую академию в Харьков. Пока учился, Союз приказал долго жить. Дипломированным специалистом вернулся в Обнинск и начал работать не по профессии, а по необходимости. Надо было как-то выживать, а выживали только те, кто торговал. Занимался проектами, никак не связанными с радио и музыкой. Но именно я предложил акционерам «Русского радио Обнинск» своего товарища Евгения Солодовника на должность раунд-продюсера и звукорежиссера, он стал вторым сотрудником на «Русском радио». А вот первым была Ольга Валентиновна (Евграфова – прим. авт), на тот момент помощница банкира Владимира Ивановича Богомолова, она с азов выросла до директора компании.

То есть Ольга все-таки была раньше?
Да, я пришел в этот небольшой коллектив в качестве промо-пиар-менеджера в 2000 году. Владимир Иванович тогда избирался в депутаты, сначала в Законодательное Собрание Калужской области, потом пробовал в Госдуму пройти. Мы помогали посредством радио и концертной деятельности продвигать его кандидатуру. На базе «Русского радио» в Обнинске акционеры спустя год создали мощный медийный холдинг – «КРИА», который был достаточно сильным игроком на рынке, помимо радиостанций у нас была возможность размещать и телевизионную рекламу на федеральных каналах. В какой-то момент акционеры решили поделить бизнес между собой. Телевидение продали калужанам, «Авторадио» Игорь Горских передал брату Сергею, а долю в «Русском Радио» у Владимира Ивановича выкупил я. Так, с 2005 года начал заниматься радио уже в статусе руководителя и акционера.

Помните это время?
Радио тогда было чем-то космическим! На ведущих молились. Допустим, обнинский ведущий Никита Усанов (сейчас Никита Леонов – федеральный радиоведущий на «Дорожном радио») приезжал в Наро-Фоминск, и на мероприятие в клуб приходило более 1000 человек только для того, чтобы посмотреть, кого они слышат в эфире. Это сейчас все можно загуглить, включить онлайн-трансляцию, посмотреть сторис, а тогда не было иных каналов распространения информации, кроме радио, телевидения и газет. Люди стремились работать на радио, хотели узнать, что скрывается «за кулисами», как это устроено, приходили на экскурсии, рекламодатели давали серьезные бюджеты, чтобы быть хоть как-то сопричастными к этому волшебному продукту – радио! Да и процесс, надо признаться, был интересный (улыбается).

«Радио делалось «на коленке», не было ни программ автоматизации эфира, ни толкового специализированного оборудования, все было полулегальным»

Сейчас все иначе?
За 20 лет индустрия радио пережила огромную трансформацию и сейчас контролируется со всех сторон. Время считается до секунды, если, скажем, вместо песни выйти в эфир – сразу придет штраф. Интернет принес с собой много других каналов передачи информации, а количество контента стало запредельным. Но только FM радио-контент предоставляется аудитории бесплатно. Россиянам это нравится. Мы платим за антенну, за мегабайты трафика, а тут настроил приемник на частоту и слушай, не нравится эта волна – переключил на другую. По последним исследованиям, радио – единственный источник информации, на котором слушатель не переключает канал, когда начинается реклама. Существуют предпосылки, что радио станет цифровым, но не думаю, что этот переход будет быстрым, государству надо решить целый ряд технических вопросов, прежде чем начать реформу. Но и когда заработает «цифра», уверен, что аналоговое вещание сохранится, и тому есть масса примеров в мире.

Какие возможности по выходу в эфир есть у локальной региональной радиостанции? Большие ли они?
Нет, они ограничены. В особенности у лидирующей пятерки радиостанций в стране, а это: «Русское радио», «Европа Плюс», «Авторадио», «Дорожное радио» и «Ретро ФМ». Все они крайне мало времени дают для эфира регионов.

«Сначала все артисты приносят свою музыку на «Новое радио», а через месяц композиции появляются на других сетевых радиостанциях»

Почему так?
Потому что сами много средств тратят на контент: на его оценку, анализ, исследования. Песни ведь попадают в эфир не потому, что нравятся программному директору или акционеру, и не потому что им заплатили. Ни один нормальный программный директор деньги за ротацию песни не возьмет, ведь все держится на рейтинге. Падение рейтинга – падение объема рекламы. А радио живет только за счет рекламы. Все песни, которые звучат на радиостанциях, проходят тщательное тестирование на фокус-группах, только после этого попадают в эфир, причем, сначала в ночной. Сегодня есть куча программных софтов, которые фиксируют обратную связь от аудитории (клики, запросы, звонки...), начисляются рандомные баллы и песня поднимается в ротации. И не потому, что кто-то конкретный решил ее поставить, а потому что аудитория хочет ее слышать. Да, мы ограничены в контенте, который можем здесь производить, но это не отменяет того, что каждая локальная радиостанция должна иметь свое лицо. Мы производим местные новости, программы, проводим прямые эфиры, приглашаем в студию гостей, производим запись роликов.

С чем связано появление в Обнинске «Нового радио»? Ведь к нему вы имеете непосредственное отношение.
Мы запустили его четыре года назад в Москве. Но тут, чтобы рассказать, надо вернуться к моей истории... Тогда, в 2000-х, у «Русского радио» все в Обнинске сложилось: мы стали станцией номер один, проводили самые громкие и яркие события и мероприятия, Дни города, праздники крупных компаний. Клиентам было удобно, ведь радио и рассказывало о событии, и помогало его организовывать. На фоне успеха мне стало немного скучно. Старался почаще ездить в Москву на федеральную радиостанцию и проводить там побольше времени с целью обмена опытом, хотелось черпать идеи… В какой-то момент руководство сказало: «Что-то ты часто сюда ездишь, а давай-ка переходи к нам на работу!» и предложили должность руководителя региональной службы.

Из серии: убедил «не мытьем, так катаньем»
Ну, может, отчасти, и так. Это был 2008 год. Я устроился в «Русскую медиагруппу» – холдинг, куда входили несколько радиостанций: «Русское радио», «ХитФМ», «DFM», «Монте-Карло», «Максимум», позже появился еще новостной проект «Русская служба новостей», который потом продали Сергею Доренко. Все было хорошо, а в 2015 году одним прекрасным летним днем к нам в офис явилась группа захвата. Двери заблокировали, компьютеры отключили. Произошел рейдерский захват компании, который стал следствием конфликта акционеров Сергея Кожевникова и Леонида Федуна. В течение июля-августа ничего дельного в компании не происходило, управленческих решений не принималось, мы сидели словно в болоте. Не выдержав, я написал заявление об уходе, решил вернуться в Обнинск. За это время мы с Ольгой построили здесь достаточно большую подмосковную радийную «сетку», куда вошли города: Можайск, Серпухов, Орехово-Зуево, Коломна, Кашира, Егорьевск.

Очень интересно, но пока совсем непонятно про вашу связь с «Новым радио».
Потерпите, осталось немножко, сейчас расскажу. Сентябрь я находился дома, а в октябре мне позвонил Роман Емельянов – бывший программный директор «Русского Радио», он ушел из холдинга в одно время со мной. Говорит: «Будем делать новую, небольшую, семейную московскую радиостанцию, не хочешь присоединиться?». Встретились, он рассказал про «Новое радио». Концепт – модная современная российская музыка, которую по разным причинам не пускали на «Русское Радио». Начинали с арендованных под вышкой трех комнат, семи сотрудников и оборудовании, взятом в аренду у коллег с разных московских радиостанций. По сути, собрали радиостанцию на коленках за три недели, и вышли в эфир 30 ноября 2015 года. Четыре года спустя наша региональная сеть состоит из 125 городов (еще 30 в стадии запуска). Мы начали ротировать молодых, никому не известных ребят. Сначала нам говорили, вы – сумасшедшие, ничего у вас не получится, а теперь, по факту, мы являемся законодателями моды. Сначала все артисты приносят свою новую музыку на «Новое радио», а через месяц композиции появляются на других сетевых радиостанциях.

«Сегодня «Новое радио» не просто радио, а фабрика аудио- и видеоконтента»

 

Количество действующих передатчиков по стране:

«Авторадио» – 377,
«Русское радио» – 326,
«Новое радио» – 125
(30 в режиме подготовки к запуску) – рекорд по развитию
сети коммерческих станций в России

 

На визитке у вас написано «Европейская медиагруппа» Почему?
Уже на следующий год после запуска «Нового радио» наши акционеры УГМК (Уральская горно-металлургическая компания), поверив в проект, выделили серьезные средства для строительства мега-современного офиса, покупки и установки мультимедийных студий. Со временем мы переехали в новое пространство около Крокус Сити Холла. Наш офис на сегодняшний день признан лучшим радийным офисом в Европе, его размещают во многих профильных журналах в качестве примера. Cегодня «Новое радио» не просто радио, а фабрика аудио – и видеоконтента. Следующий акт доверия акционеров к нашим результатам – покупка «Европейской медиагруппы». Туда входят такие тяжеловесы, как «Европа Плюс», «Дорожное радио», «Радио 7», «Ретро FM» и другие. Да, сейчас я отвечаю в регионах и за эти радиостанции. Моя работа – курирование «франшизеров» по всем форматам ЕМГ и еще девяти наших дочерних филиалов, которые расположены в Поволжье, на Урале, в Сибири и Дальнем Востоке. 1256 региональных радиостанций находятся в управлении моего департамента в Москве. Летаю, развиваю, обучаю, ставлю задачи, задаю неудобные вопросы (улыбается).

Итак, спустя три года после запуска вы решили «прописать» «Новое радио» в Обнинске?
Да, и получили дополнительную аудиторию из тех людей, которые любят слушать русскую музыку, но устали от Лепса, Баскова и Киркорова. По факту «Новое радио» ударило больше по аудитории «Европы Плюс», а с «Русским Радио» у нас нет пересечений. Кроме того, в конце 2019 года мы приобрели «Авторадио Обнинск». Так что теперь у нас три «радио-бриллианта» в обнинской короне.

 

Семейная история

Нет ли у вас разногласий в семье из серии, что лучше «Новое» или «Русское»?
Нет, потому что дома мы стараемся не общаться в принципе на тему работы! Работа регионального директора связана с большим количеством командировок, поэтому все свободное время дома мы стараемся посвятить семье, детям.

Будет ли в этом году проходить конкурс «Мисс Русское Радио»?
Все зависит от того, найдем ли мы генерального партнера. Есть вероятность, что в этом году пропустим. Думаем над проектом хоккейного турнира от «Авторадио».

Буквально пару слов о каждом из детей
Елизавете семнадцать. и она подбирает вуз. Степану двенадцать, он учится в гимназии, стоит на воротах в хоккейной команде «Олимп 2008», Мирон пока не определился в выборе профессии – в мае будет 2 года. Еще одной моей дочери Софье – 20. Она студентка ВШЭ в Москве.

Как распределены обязанности в семье?
Ольга много времени посвящает как работе, так и семье, детям. Занимается школой, репетиторами, младшим сыном. Я стараюсь всегда все свободные вечера и выходные проводить дома. Все остальные дни рабочей недели могу быть где угодно. Обычно утро я встречаю в самолете.

Дайте рецепт семейного счастья?
Единого рецепта не существует, и мы не идеальны. Просто за 20 лет научились подстраиваться, слушать, слышать. С Ольгой у нас много общего. Нам нравится путешествовать, кататься на лыжах, дайвинг, яхтинг. Мы – легкие на подъем! Можем сегодня решить, что завтра будем где-то, и мы там будем.

 «Единого рецепта семейного счастья не существует, и мы не идеальные. Просто за 20 лет научились подстраиваться, слушать, слышать»

 

Текст: Георгий Бобылев
Фото; из архива Андрея Волкова