Суббота, 19 Сентябрь 2020

ОБНИНСК – ГОРОД ДЛЯ СКУЛЬПТУР

Статья добавлена 11 Май 2015

ОБНИНСК – ГОРОД ДЛЯ СКУЛЬПТУР

Здесь тихо, спокойно, и совершенно по-особому пахнет – мёдом. Это потому, что в полуподвальном помещении очень много воска, самого настоящего, серовато-жёлтого. Он везде: на полу, на полках, в бесформенных комках и преображённый в фигуры. Мы в мастерской скульптора.

Сергей Лопухов сейчас работает над памятником генералу Наумову, командиру 53 стрелковой дивизии 43 армии Западного фронта, который освобождал от фашистских захватчиков наши земли, а потом жил в Обнинске. Памятник Почётному гражданину города должен появиться в сквере его же имени в начале мая этого года, в честь 70-летия Победы. А мы поговорим с человеком, чьи руки создают этот памятник…

Сергей Лопухов, скульптор. Родился на Южном Урале, в Обнинске живёт с начала 2000-х годов. Закончил Суздальское художественно- реставрационное училище, после чего поступил в знаменитую Строгановку (Москва). Имеет квалификацию реставратора по камню и скульптора-монументалиста. Работы Сергея имеются как в России, так и за рубежом, в частных коллекциях и общественных фондах.

ИНТЕРЕС НА ВСЮ ЖИЗНЬ

В семье Сергей – первый кто связал свою жизнь с творчеством, причём произошло это не по его инициативе. Просто в детстве любил рисовать, вот родители, видя наклонности сына, и отдали заниматься после уроков. В лучших традициях советского времени, когда практически каждый ребёнок ходил в музыкальную, художественную или спортивную школы.

– Жаль, что я не продолжаю семейную традицию, – говорит скульптор. – Мне всегда нравилось, когда у семьи есть какое-то общее дело, которое продолжается из поколения в поколение.

Первое время в художке далось непросто, но потом, как признаётся Сергей, так втянулся, что уже не мог представить жизнь без творчества. Поэтому выбор, куда поступать после школы, не показался трудным: подал документы в Суздальское художественно-реставрационное. Закончив обучение, ещё пять лет проработал в его мастерских. Это были девяностые годы, как раз пошёл подъём интереса к церковному искусству – художники занимались профессиональной реставрацией белокаменной резьбы, которой так славятся несколько старинных русских городов.

Владимиро-суздальская белокаменная резьба – удивительный памятник искусства, каменное кружево, которому нет равных. Дмитровский собор во Владимире хранит работу нескольких веков – от XII до XIX. Всю эту красоту, волшебное переплетение орнаментов, соединяющих язычество и христианство, Сергей изучал прямо на месте. Даже дипломную работу он делал именно по белокаменной резьбе. 

– Эта резьба соединяет в себе следы множества культур, – рассказывает Сергей. – Здесь находили черты искусства Византии, Галицко-Волынского княжества, болгарского и сербского искусства. А каменные персонажи, населяющие стены соборов? Здесь фигуры грифонов, которые можно видеть и на иранских изображениях, здесь львы, которых на Руси никто не видел. А в Георгиевском соборе в Юрьеве-польском есть даже слон! Только с медвежьими лапами…

УВИДЕТЬ В КАМНЕ СКРЫТУЮ СУТЬ

Белокаменная резьба – это удивительно интересно. Но через несколько лет после окончания училища Сергей понял, что больше всего его интересует именно скульптура. Решил продолжить своё образование, и поступил в Строгановку.

– Было нелегко, пришлось во многом учиться заново, – рассказывает он. – Резьба и скульптура очень разные. Резьба – это геометрия, это объём или площадь, которые нужно заполнить орнаментом, а он строится по определённым схемам. А скульптура – нечто совсем другое.

Самый любимый материал у Сергея – камень. Ему приходилось работать и с гипсом, и с деревом, и с металлом, но камень всё равно занимает главное место в рейтинге симпатий скульптора. Чем же он так хорош?

– Камень иногда сам подсказывает, что может получиться, – делится Сергей секретами мастерства. – Его форма может навести на мысль, что из этого куска породы может выйти. Так часто бывает на симпозиумах скульпторов, которые проходят в разных странах: тебе дают материал, а ты сам выбираешь, что из него можно создать. И иногда в камне видишь скрытую фигуру. К примеру, так было с памятником чернобыльцам, что установлен неподалёку от Вечного огня. У меня был кусок красного гранита, и когда мне заказали памятник, я сразу представил себе такую именно форму. Нарисовал эскиз – его одобрили, и памятник получился именно таким, какой сейчас и установлен.

А ещё влияет фактура камня, или его разновидность. Известняк или гранит, мрамор или алебастр – все они рождают своё настроение, своё восприятие скульптуры. Но и другие материалы не обижены. Иногда, признаётся Сергей, делаешь эскиз, и понимаешь: ну как это делать из камня? Тут нужна бронза. 

И ДНЁМ, И НОЧЬЮ КОТ УЧЁНЫЙ

Вот как раз к таким скульптурам, которые не сделаешь из камня, относится «Кот учёный». Нет-нет, не тот солидный котяра в очках, что установлен неподалёку от Дома Учёных. Кот Сергея Лопухова – задумчивый и лирический, он полулежит на стопке огромных книг и неторопливо перелистывает страницы. Этот эскиз был предложен на рассмотрение комиссии, и по количеству собранных голосов занял второе место.

Сейчас огромный, в натуральную величину пластилиновый Кот лежит в углу мастерской. Несколько совсем маленьких Котиков, уже из воска, стоят на полке – всё разные эскизы. Этому варианту скульптуры многие отдали предпочтение, и вот сейчас, кажется, у всех этих людей появится возможность увидеть сказочного мурлыку в бронзе. Потому что у города есть идея всё-таки воплотить и установить эту скульптуру, правда, уже в другом месте. Где – пока секрет, узнаем позднее. 

ПО ВСЕМУ СВЕТУ

Только Обнинском скульптуры Сергея Лопухова не ограничиваются. Стоят его произведения и в Калуге, и в соседнем Балабанове. В прошлом году там были установлены сразу две его работы: читающая девочка украсила Сквер юных читателей, а бюст просветителя начала прошлого века, купца Николая Глухарёва, появился возле библиотеки. 

Работа скульптора даёт удивительные преимущества, о которых даже не догадывается человек, не связанный с миром монументального творчества. По всему свету – в Европе, в Азии, в Америке – проводятся симпозиумы скульпторов. Мастера из разных стран собираются на месяц-другой, чтобы обменяться опытом, посмотреть на работы друг друга – и сделать что-то своё из предлагаемого материала. Город, организующий такие симпозиумы, даже выплачивает скульпторам стипендию за время проживания и труд! А те в качестве «уплаты» оставляют свои работы. Так что произведения Сергея Лопухова раскиданы по всему миру.

– Есть в Турции город Мирсин, университетский город, – вспоминает мастер. – Так вот они хотят, чтобы у них вся набережная была украшена скульптурами, и для этого проводят симпозиумы. Благодаря этим симпозиумам у них в городе стоит уже более сотни скульптур самых разных техник, самых разных стилей – классика, абстракция… Представьте, как это красиво: прогулка по набережной, как по саду изваяний!

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ

Конечно, такое отношение к искусству может позволить себе в основном обеспеченное общество. У нас чаще можно встретить другую реакцию. Как-то, рассказывает Сергей, на выставке к нему подошёл пенсионер, и начал ворчать: зачем нужны всякие скульптуры, когда у нас такие пенсии, не построены дороги, в таком состоянии медицина… 

– А бывает и наоборот, – тут же возражает сам себе. – Бывает, что человек приходит на выставку, смотрит – и «Ах! Хочу именно эту работу!» Значит, чего-то удалось добиться.

А вообще, как признаётся мой герой, поездки на выставки дело непростое. Ведь это только в мастерской кажется, что скульптура небольшая. А попробуй поднять её, каменную или бронзовую, погрузить в машину или в грузовой вагон, довезти! Даже с относительно лёгким гипсом ничуть не проще. 

Подкидывает проблемы и материал, из которого делаются эскизы. Чаще всего это уже упомянутые воск и пластилин. Их надо покупать самому, и в промышленных масштабах, десятками килограммов. А материал для скульптур, а инструменты – на всё нужны и деньги, и место. Если художник может работать дома, то скульптору без мастерской никак. Здесь обрабатывается камень, здесь плавится и заливается в формы бронза.

ОБНИНСКУ НЕ ХВАТАЕТ СКУЛЬПТУР!

В Обнинске скульптур, прямо говоря, не слишком много. Знаменитый Курчатов, только что упоминавшийся Кот, да несколько гранитных изваяний в парке «Старый город» и перед библиотекой. Задаю вопрос: нужны ли нашему городу ещё скульптуры, чтобы украсить его улицы, парки, культурные места? Энтузиазм Сергея не имеет пределов:

– Да у нас их практически нет! Конечно, нужны! Ведь столько мест, где можно установить скульптуры, чтобы вокруг было красивее, интереснее.

Приехав в Обнинск в начале 2000, сразу же после окончания Строгановского училища, Сергей был восхищён внешним видом города: чёткая планировка, обилие площадей, просторные улицы; сразу видно, что это именно город, хоть и маленький! Как тут не установить несколько скульптур. К примеру, по его мнению, так и просятся изваяния в центры автомобильных развязок. Конечно, там устанавливаются временные украшения – Дед Мороз, новогодние ёлки – но всё это только на несколько недель, а ведь может стоять что-то и долговечное.

– А что касается хулиганов, то их, может быть, и не стоит бояться, – говорит скульптор. – Был у меня случай, когда ко мне в мастерскую зашла компания очень простых ребят, с банками пива, с соответствующей лексикой. Но это надо было видеть, как они рассматривали работы, как им было интересно слушать про искусство!

Сергей Лопухов удивляет не только своей необычной профессией. Плюс ко всему он – отец шестерых (!) детей. В семье поровну мальчиков и девочек, и все, кому уже позволяет возраст (самому младшему всего несколько месяцев), ходят в художественную школу. Задатки у всех разные, но у кого-то моет быть большое будущее. У кого – отец не говорит, чтобы никого не обижать.