«Испытай один раз полёт, и твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь ты обречен тосковать о нём». Леонардо да Винчи
Профессия бортпроводник: взгляд изнури
Многие говорят о романтике в небе, затрагивая тему работы бортпроводника в гражданской авиации, так ли это? Я, как человек, поработавший в профессии около 3 лет, и недавно с ней расставшийся, могу рассказать об абсолютно иной стороне это самой «романтики», которая проходит после первых рейсов.
Кто такой бортпроводник?
Бортпроводник – это член кабинного экипажа, который полностью отвечает за комфортабельный перелёт и безопасность пассажиров на борту воздушного судна в полете. Это молодые люди в возрастном диапазоне от 18 до 35, при этом довольно стройные. Юноши: от 170 до 185 сантиметров, размер одежды до 54. Девушки: от 160 до 175 сантиметров, размер одежды до 46. Многие привыкли видеть в бортпроводниках только официантов. Это те, кто считает, что, купив билет на самолёт, они купили весь самолет! Таких пассажиров, к сожалению, немало! Однако, работая бортпроводником, ты становишься нянькой, психологом, врачом (по оказанию первой медицинской помощи), спасателем, и так же обслуживаешь пассажиров! Всё это в одном человеке. Интересно? Тогда идем дальше.
Как им стать?
Что бы получить свидетельство бортпроводника, необходимо пройти обучение в учебном центре авиакомпании, подписав перед этим контракт на солидную сумму. Срок контракта, в каждой авиакомпании свой. Я работал в Utair (базовый аэропорт этой авиакомпании – Внуково, ближайший из московских к Обнинску). Здесь первоначальный контракт заключался на полтора года и сумма неустойки, которую необходимо выплатить в случае расторжения контракта, составляла около 120 000 рублей.
Многие скажут, что это пустяк отработать каких-то полтора года, тем более платят хорошо. Но это без учета о том, что у бортпроводника нет прав! На нём только обязанности. Об этом гласит РБП, а именно Руководство бортпроводника, состоящее из немалого количества страниц. В нём описан каждый шаг, от начала работы и до её конца. Его вы обязаны знать наизусть. Многое спрашивают каждый день на брифинге. Компания проверяет знания каждого бортпроводника перед выполнением рейса на предмет аварийной посадки, оказания первой медицинской помощи, технологии обслуживания пассажиров.
Если же вы хотите сами пройти обучение (стоимость примерно 40 тысяч рублей), то находите один из учебных центров по подготовке бортпроводников, ближайший к нам находится в Москве. Все начинается с прохождения ВЛЭК (Врачебно-летная экспертная комиссия). Если всё хорошо, вы обучаетесь на протяжении трех месяцев, после чего получаете сертификаты по пройденным дисциплинам, и долгожданное свидетельство!
Правда не факт, что после обучения вас сразу возьмут на работу. Необходимо дождаться набора на первоначальную подготовку, пройти отбор и только после этого с вами заключат срочный договор. У вас начинаются стажерские часы, это как испытательный срок. После успешного налета вы начинаете самостоятельно выполнять рейсы в качестве полноценного бортпроводника. Стажерские часы будут в любом случае, а именно обучались ли вы за свой счет, либо же подписывали контракт с авиакомпанией.
Баллада о форме
Кажется, что в советские времена школьников одевали лучше. Например, в моих брюках было лишь 50% шерсти. В жилетке ощущаешь себя в жару как в пакете. И не дай Бог, вы её снимете, за это накажут по всей строгости (о наказаниях опять же написано в РБП). Обувь в авиакомпании Utair вы покупаете сами. Юношам проще, годятся обычные черные либо синие туфли. Девушкам нужно искать обувь с размером каблука, не превышающим шесть сантиметров. Шпильки ни в коем случае. Головные уборы: у юношей в весенне-осенний период - фуражка черного цвета, опять же изготовлена в советском союзе, у девушек – кожаная панама! Зимой армейские шапки-ушанки у юношей, у девушек – каракуль. Головные уборы согревают очень плохо. Про куртки и плащи: В весенне-осенний период у юношей, так же и у девушек, должен быть одет длинный черный плащ из непонятного материала, мнущийся при любом движении.
Зимние куртки: тут обрадовать совсем нечем. У юношей - черная кожаная куртка с подкладом (а-ля мех несуществующего зверя) от любого проявления холода не спасает! У девушек - длинный кожаный плащ, подклад тот же.
О графике работы и зарплате
Существует норма налета – 80 часов в месяц. Зарплата за эту норму составляет от 40 тысяч рублей, все зависит от направления и от типа самолета! Международные перелеты оплачиваются выше. Чем больше самолет и количество пассажиров, тем выше оплата. В частности доплачивают и за знание английского языка. Суммы всегда разные, у каждого свой налёт, но в среднем 50 – 70 тысяч рублей.
Расписание составляется на месяц вперед. Делает это диспетчер по планированию. В этой работе - ненормированный график: ты можешь и два раза в неделю слетать, и сидеть дома, а может быть и один выходной! Есть еще и резервы. Это когда ты должен находиться определенное количество времени в аэропорту, на случай если вдруг кому-то нужен будет проводник. Дневной с 8 утра до 8 вечера, ночной с 8 вечера до 8 утра. То есть вылет может быть и в 2 и в 3 ночи.
Могут, например, поставить после длительного перелета новый вылет и попробуй откажись. Самые невыгодные - короткие рейсы - это потенциальная проблема с обслуживанием. Недовольные пассажиры могут написать жалобу на официальный сайт и тогда в службу бортпроводников придет оповещение, что тогда- то, такой вот проводник, не дал спокойно поесть. Им ведь не важно, что по всей длительности рейса они никак бы не успели. Тебя вызывают, сидишь пишешь объяснительную, и хорошо, если не лишат половины зарплаты.
Здоровье космонавта подтачивается быстро
Изначально требования к здоровью кандидата в профессию очень высокие. Оно и понятно, нагрузки-то немалые. Здоровье очень сильно губится. Начать можно с варикоза, у многих отекают ноги. Потом в перелетах ощущается гипоксия постоянная. Из-за неправильного питания есть вероятность заболеть гастритом. Дополнительно и психологическое воздействие есть. Со сменой часовых поясов ты часто находишься в прострации - мозг не успевает привыкать. У меня была проблема, из-за частых перелетов из одной страны в другую, на протяжении 4 месяцев, у меня была дезориентация в Обнинске, я не до конца понимал, что я дома.
Издержки профессии
Однажды пришлось роды борту принимать! Нас и этому учили. Спас не одному человеку жизнь, были и приступы, и откачивали людей после алкогольных опьянений. Многим помогал на психологическом уровне: были приступы паники, это страшнее пожара на самолете.
Девушки у нас в основном были незамужние, по той простой причине что работа заставляет забыть об отношениях на земле, если такие были. Начинают заводить их с коллегами или с пилотами. Пилоты, кстати, этим пользуются. Жизнь на чемоданах, этим всё сказано.
В плюсе
Можно отметить то, что у вас появится возможность попутешествовать, а точнее ваша работа - это путешествия. Правда из иллюминатора. Да и времени в него смотреть нет совсем. Много новых знакомых. Для кого-то возможность начать жизнь с чистого листа, и при этом неплохо зарабатывать. Я много где побывал, общался с огромным количеством людей, я люблю общение. Пробовал много разных блюд, например, в Азербайджане, разные напитки в Чехии. Пиво у них - высший класс! Видел и обслуживал звезд экрана, знаменитостей.
Резюме
Вот такая вот романтика! Кому-то она может и нравится, а кому-то дороже свобода. В заключении скажу, что многое зависит от человека. Приключения в жизни можно и самим себе устраивать и без самолетов.
Текст: Дмитрий Медведев
Фото: Из архива автора