Священник на сцене! И не просто на сцене, а в главном вокальном проекте страны «Голос». В этом году Калужская область действительно громко и нестандартно заявила о себе. Иеромонах Свято-Пафнутьева Боровского монастыря Фотий Мочалов не просто вышел на сцену, но и смог покорить самого провокационного наставника проекта Григория Лепса. Огромное количество вопросов, сомнений, сплетен и самых разных мнений тут же заполнили интернет. А мы решили не додумывать, а лично пообщаться с монахом, на которого внезапно обрушилась слава всероссийского масштаба. Интервью состоялось до октябрьского эфира с поединков. И он уже знал на тот момент результат, а нам лишь приходилось догадываться.
В сентябре состоялся эфир проекта «Голос» с вашим участием. Какого это – смотреть на себя с экрана телевизора?
Да, конечно я смотрел эфир. Очень приятно смотреть на себя со стороны. Особенно когда выступление получилось удачным. Но я думаю, что все равно поработать над голосом, над исполнением можно. Я себя где-то на четверочку оцениваю.
А откуда вообще появилось желание участвовать в проекте? Все-таки есть некоторая нестыковка понятий «священнослужитель» и «телешоу».
Я просто себя воспринимаю в первую очередь как человека, который решил показать свой голос широкой публике. Я часто выступаю на различных концертах и в Обнинске, и в Боровске. И наступает такой период в творческой жизни, когда хочется чего-то нового, более яркого. Вот так я и решил принять участие в этом конкурсе.
Нет ли негатива в ваш адрес за то, что вы участвуете в телешоу? Все-таки есть мнение, что публичные выступления, актерство и так далее – это грех.
Интернет разделился на две части. Одни за, другие против моего выступления. Есть осуждающие мнения со стороны консервативных православных священников. В тоже время многие хвалят меня за смелость. Много недоброжелательных комментариев. Вспоминают правила Вселенских Соборов. Но это все притянуто за уши. Все-таки в них речь идет о шутовстве и лицедействе. А мое творчество далеко от этого. Да, я «вышел в телевизор». Это вызвало шумиху. Но почему-то никого не возмущает то, что я выступаю во дворцах культуры, на выставках и других светских площадках. Я думаю, что это хорошо прикрытая праведным гневом зависть. Меня это поначалу расстраивало. Но я стараюсь блокировать себя от этого. Иначе я начну унывать, а это отразится на моем голосе и творческом настрое. Я вижу свои отрицательные качества. Где-то возможно проскальзывает и тщеславие. Но духовное дело никто не отменял. Я не перестаю молиться. И на сцене в том числе.
Но ведь все-таки монашество подразумевает отречение от всего мирского.
Ну, я же не отказываюсь от своего сана, от своего образа. Я на сцене не перестаю быть монахом. И после съемок или встреч со СМИ я возвращаюсь в монастырь и продолжаю вести свой обычный образ жизни. То есть дисциплинарно я отношусь к монастырю так же, как и относился. Выйдя на сцену, я никаких обетов не нарушаю.
Музыкальная история отца Фотия похожа на чудо. Уйдя от мирской жизни, от музыки, от сцены в монастырь, он полностью доверил свою жизнь и все свои таланты Богу. И как это ни удивительно, но уже в первое время пребывания в монастыре музыка снова вернулась к юноше. Монастырские коллеги по клиросу отправили Фотия (тогда еще Виталия) в Москву на обучение вокалу. Так постепенно иеромонах стал золотым голосом Боровского монастыря, а затем покорил различные музыкальные площадки Калужской области. В своей келье отец Фотий оборудовал небольшую студию звукозаписи. Кустарную, но позволяющую записывать свой голос, а иногда еще и создавать аранжировки к песням. А некоторые счастливчики даже являются обладателями дисков, записанных в этой самой келейной студии.
После своего выступления Вы сказали, что пришли на проект с миссией. А в чем она заключается?
Миссия в том, что человек от церкви выходит в светское общество и показывает, что и в церкви есть культура, там чтят искусство и это недалеко от чего-то духовного и божественного. Поэтому люди, видя меня на сцене, может быть проникнутся уважением к церкви. А может быть в них проснется что-то нравственное. Может они захотят прийти в храм.
Вернемся к проекту . Все-таки «Голос» – рейтинговое телешоу. Вы себя ощущаете элементом шоу? Все-таки человек в рясе – это весьма необычно и нестандартно для подобных проектов.
Конечно отбор идет в первую очередь по голосовым критериям. Более 13 000 человек подали заявки. Уже на первом этапе очень тщательно отбирают кандидатов на предварительное прослушивание. Порядка 1 000 человек прошли через заочную отборочную комиссию во главе с Юрием Аксютой и были приглашены на кастинг в ТЦ Останкино. Они ищут определенные типажи, голоса. Что касается отношения ко мне, то оно у всех теплое и уважительное. Участники подходят за молитвами и благословением. В том числе и на успешное участие в шоу.
Поговорим о наставниках. Наверняка вы хотели бы попасть в команду к Градскому. Но повернулся Лепс. Какие были ваши первые ощущения?
Я был удивлен. Очень ждал, что повернется и Градский. Но принял для себя, что так угодно Богу. Ничего в этом страшного нет. От Градского я получил комментарии и мне это было приятно.
Хочется спросить про вашего наставника. Вы уже начали работу с Григорием Лепсом. Всем нам интересно, какой он? Вы настолько разные, что, безусловно, возникает вопрос - как вообще возможно взаимодействие таких разных людей?
Да, мы встречались и выбрали песню для поединка. Это будет очень интересный номер. Дуэт. Григорий Лепс очень внимательно относится ко мне, к моим предпочтениям. В общении Лепс очень интересный человек, мудрый. Он такой, какой он есть. Не изображает из себя ничего. Какой он в жизни – такой он и в кресле наставника.
Какие цели у вас относительно проекта? Есть ли желание победить? Или для вас «Голос» – это просто очередной этап в творческой жизни?
Конечно, в своих фантазиях я представляю, как буду выглядеть победителем. Надеюсь пройти как можно дальше. Главное для меня – не разочаровать тех людей, которые впустили меня в этот проект. Это и мои духовные руководители, и продюсеры «Голоса».
В «Голосе» уже были примеры участия и даже победы в нем священнослужителей. Итальянская католическая монахиня победила в проекте и успешно выпустила альбом. Выступление ее было весьма ярким, но, мягко скажем, провокационным. Насколько вы готовы к творческим экспериментам?
Да. Сейчас часто говорят, что я – это наш ответ итальянскому голосу. Но это не так. Для меня выступление итальянки не стало мотивацией. И я считаю, что она выступила вызывающе. Танцевальная песня, она сама танцевала. Но возможно католическое монашество относится к этому снисходительно. Это в духе западного католичества, его толерантности ко всему.
Что касается меня, надо смотреть, чтобы это не вошло в противоречие с моим духовным укладом. Чтобы это не были безнравственные произведения. Я готов петь веселые песни. Но конечно, не танцевать при этом. Например, неаполитанские песни. Что-то будет в рамках моих понятий о приличиях. Что-то – соответствовать моим вокальным умениям. Допустим рэп в моем исполнении будет звучать неказисто, и по меньшей мере странно. Мне нужно показать вокальный профессионализм.
К слову, занятия с преподавателем по вокалу весьма расширили репертуар монаха. Зайдем в группу исполнителя в соцсети (vk.com|fotij). Там и романсы, и классические арии, и так называемся современная классика. При этом отец Фотий предпочитает песни на английском языке, мотивируя это тем, что на русском языке лиричные тексты о любви из уст монаха воспринимаются несколько странно. Несмотря на то, что голос священника пока воспринимают исключительно как академический, сам отец Фотий стремится исполнять песни в стиле кроссовер, то есть совмещать классический и эстрадный вокал, ориентируясь на певца Джоша Гробана.
Отец Фотий, и все-таки хочется узнать, на вашей жизни в монастыре проект сказался? Возможно, больше людей стало приезжать к вам? Все-таки для регионов участие в телевизионных проектах земляка, тем более, человека духовного – это весьма значимое событие.
Приходят люди в храм и спрашивают, будет ли батюшка Фотий петь сегодня на клиросе. Интересуются. Все понимают, что сейчас больше времени мне приходится уделять СМИ. Я в этом деле начинаю набираться опыта (смеется). Хотя я до сих пор боюсь камер, и когда меня снимают – я очень стесняюсь. Ну и подготовка занимает много времени. Мое руководство это понимает, и мне сделали более щадящий график в монастыре.
Спасибо за беседу! Успехов Вам!
Елена Шишкина, Фото Александр Ульяненко
Второй эфир с участием Отца Фотия состоялся 23 октября. В дуэте с Эллой Хрусталевой они исполнили песню «Canto della terra” и сделали это «ниже Бога, но выше облаков» по образному выражению наставника — Григория Лепса. Справедливый рефери отдал предпочтение Отцу Фотию. А мы прямо в момент трансляции списались с победителем.
Георгий Бобылев:
Отец Фотий! Нелепый эфирный десинхроноз не позволяет нормально Вас поздравить. Для Вас эта победа уже давно в прошлом. Для нас она стала реальностью 5 минут назад. Я хочу сказать, что Вы очень сильно выступили и несомненно обыграли визави. Очень мощно начали, проникновенно пели.
Если сначала казалось, что Вы на проекте благодаря сану и в виде диковинки, то теперь понятно, что Вы - очень одаренный певец с прекрасным голосом.
А сочетание вашего спокойствия и проистекающей от вас доброты еще более увеличивают эффект!
Мы будем продолжать болеть за Вас всей редакцией! Гордость какая-то есть! Но первично - удовольствие от исполнения.
Может, немножко приоткроете тайну, чего зрителям ждать дальше. Очень интересно)
Отец Фотий:
Спасибо большое за вдумчивый, сердечный и искренний отзыв! О будущем говорить сложно, да и нельзя раскрывать подробности.