Пятница, 10 Июль 2020

Дмитрий Самбуров: «Обгонять надо, когда труднее всего!»

Статья добавлена 12 Сентябрь 2015

Обнинский  хлебокомбинат – предприятие для горожан знаковое, оно, что называется, на слуху. Продукцию знают, любят, хвалят. Дмитрий Самбуров вот уже 8 лет здесь и председатель совета директоров, и заместитель  генерального. Получается, что он и стратегические планы намечает, и ежедневные задачи решает.  Все «в одном флаконе», как говорится. Запланированный разговор о хлебокомбинате  очень естественно перетек в человеческую плоскость. Неудивительно, ведь предприятие  носит звание  организации с высокой социальной ответственностью. А сам руководитель убежден, что все успехи  завода связаны с прежде всего с людьми: и теми, которые работают и теми, кто  любит и покупает обнинский хлеб.

Еще 10 лет назад хлебокомбинат переживал не самые лучшие времена. Но появился новый собственник, новая команда управленцев и дела пошли. А какова ситуация сегодня?

Да, вы правы, некоторое время завод был предметом залога у банкиров. В него никто ничего не вкладывал. Но люди не меняли место работы, до последнего ждали, верили. Сохранился такой костяк, который мне очень помог на начальном этапе и помогает сейчас.  У нас такая команда крепкая сложилась: сотрудники, руководители, собственники. Придите на мою планерку, я там за каждого могу поручиться. Такие люди, что сказал один раз, задачу поставил и забыл. Балаболов нет. Мы печем хлеб и делаем это на позитиве. За последние годы приросли несколькими предприятиями: Воротынский мелькомбинат, ржаная мельница в Саратове, Малоярославецкий  хлебокомбинат. И сегодня в кризис мы движемся вперед, реализуя сразу несколько проектов. Это не совпадение. Это закономерность. У нас каждый год что-то новое.  Сейчас в Санкт-Петербурге  закупаем оборудование для бараночной линии. Помимо баранок будем выпускать и  сушки.

Ничего себе!? Все стараются экономить, а вы – проекты реализуете…

Один  человек мне рассказал про лыжи. Уточнил смотрю ли я трансляции. Я сказал, что нет. Он настоятельно посоветовал. Дело в том, что в лыжах и биатлоне обгоняют на подъеме, когда всем трудно. Я тоже люблю кататься на лыжах, но нам на подъемах все обгоняют меня (смеется). Поэтому  сейчас стараемся сделать все по максимуму. И пусть  не самые хорошие времена, но как руководитель я делаю все, чтобы достичь поставленных целей. Важно ввязаться в драку. Да, есть риски, но у нас трудятся классные специалисты, которые эти риски просчитывают. 

Как вообще вы преуспеваете на рынке, где низкая прибыльность? Всем известно:на хлебе не заработаешь.

Задача у нас не самая простая. Начнем с ценообразования… Цена на хлеб невысокая. К тому же её  еще  контролирует государство. Представляете, растут цены на сырье, на сахар, дрожжи, бензин, коммуналку, а цены на хлеб мы поднять не можем. Только когда резко  взлетает цена на зерно. Я много лет состою в правлении Российского союза пекарей и знаю эту ситуацию не понаслышке.

Поэтому нам приходится очень взвешенно подходить к  рентабельности. В этой связи постоянно работаем над новинками. Есть свой дегустационный зал и дегустационный совет. Сегодня линейка продукции состоит из более 100 наименований. Не хлебом единым, что называется. К примеру сейчас  мы делаем около 400 тонн баранки в месяц.  А наша баранка с маком уникальна. Потому что у всех мак внутри, а у нас снаружи. И так больше никто не может сделать!

Потом, у нас своя мука, ее делает единственная мельница, которая есть в Калужской области. Зерно завозим из соседних регионов. У нас в Калужской области зерно только в Оптиной пустыни и в Мещовском монастыре годится для хлебопечения. Я в зерне довольно неплохо разбираюсь, могу отличить 3 класса по содержанию клейковины на вкус. Когда на мельницу приезжаю, всегда пробую.

Насколько я понимаю,  усложнило ситуацию еще и то, что в свое время для хлеба появилась упаковка, которая позволяет его хранить и, как следствие, перевозить на большое расстояние. Сегодня у нас в городе представлен хлеб разных производителей. Конкуренция… 

Да, с появлением упаковки и химических технологий хлеб можно привести и из Питера, и даже с Урала. Кого только нет! Что пытаемся делать? А просто берем качеством.  У нас абсолютно экологически  чистая продукция. Наши тортики на сливочном масле и на яйцах. У нас в цехе скорлупа. Можно зайти и посмотреть. Я горожанам постоянно объясняю из чего мы делаем хлеб, который они едят.. Мои сотрудники еженедельно водят экскурсии  на завод и для детей, и для взрослых. Я иногда сам это делаю. Во время общения  люди рассказывают, что возят наш хлеб своим родственникам, причем, не только в города России, но даже за рубеж. Раньше возили водку «Кристалл», а теперь возят хлеб обнинский.  Приятно!

 И все же говорят, что «хлеб делать, не водку разливать». Затратно и не прибыльно. Тем более вы вкладываетесь в качество. А как получается зарплату достойную платить?

Мы берем социалкой. Мы не можем платить огромных зарплат. Но наши работники знают, что они защищены. Наше предприятие заняло первое место в России с точки зрения социальной ответственности. Минтруда нас наградило. Не за то, что мы самые богатые и у нас денег море. А за то, что у нас системно построена работа. У нас регулярные поездки коллективные, сотрудники ходят в бассейн, английский учат.  На заводе принимает доктор, а люди улыбаются. Известно, что с плохим настроением не сделаешь хорошего хлеба. На работе пекари не ругаются матом. Потому что это сказывается на качестве продукции. И это не шутки. Это я на полном серьезе говорю.

Ну, это скорее из области внутренней культуры профессии. А как стандарты качества поддерживате?

Сейчас любая розничная сеть прежде чем начать продавать продукцию присылает к тебе аудитора, который сунет нос в каждую трубу. Так вот наше предприятие по их шкале набирает 90 баллов из ста возможных. Выше только завод-автомат. А у меня почти  500 человек работают. А проверяющие окурок или голубя увидят и минусуют балл. А вообще качество продукции – это моя основная забота как руководителя предприятия.

Не удивлюсь, что вы едите обнинский хлеб. Говорю это без шуток, потому что сам люблю горчичный батон и считаю, что он - самый вкусный.

Конечно ем! Тут на заводе, проходя мимо готовой продукции невозможно иной раз удержаться. Но продукты характеризуются не только «вкусностью». Сегодня на полках магазинов продуктов, которые безбоязненно дашь ребенку, очень мало. И их все меньше и меньше. Дело в том, что для магазинов -  самое главное цена. Качество мало кого из ритейлеров интересует. Дай нечто похожее на продукт питания и все у тебя будет хорошо. Примеров очень много. Но чем отличается производитель некачественной продукции, травящей людей, от наркоторговца? А ничем… Только сроком нахождения на свободе. В первом случае он дольше.

Хлеб – всему голова?

Безусловно (улыбается). Кстати, всех, кто входит на хлебозавод приветствует небольшое электронное табло, где сменяют друг-друга пословицы о хлебе. А с другой стороны, смотрите… Хлеб в Европе стоит 1, 2, 3 евро. Там цену контролирует рынок. У нас в России все иначе. Вот в последнее время мы ежедневно смотрим на цену барреля нефти. Но за цену на хлеб не переживает никто. При том, что это продукт, на котором человек может жить неограниченно долго и это яркий пример отечественного производства. Не сочтите за профессиональный пафос, но я считаю, что самой важной новостью должна быть новость о цене на хлеб.

И цена эта должна быть невысокой, да?

Есть такое понятие «социальный хлеб». Он есть во многих городах. Что это такое? Это некачественный хлеб за 5 рублей. Нам предлагали его делать. Но я категорически отказался. Да, есть категории людей, для которых он предназначен. В Обнинске все организовано так, что нуждающиеся получают хороший батон - «Новый». Что касается цены на продукцию, то она должна быть разумной, оправданной. Но она не может быть меньше стоимости затрат и заложенной нормы прибыли. Не надо быть Марксом, чтобы это понимать.

А что надо делать, чтобы у нас и впредь были свои качественные обнинские хлеб, молоко, колбаса?

Как бы это ни банально звучало, но надо поддерживать отечественного производителя. В Калуге существует штаб, который ежемесячно собирается и занимается решением этой проблемы. И мы первые в стенах хлебозавода провели съезд наших региональных производителей. Надо было всех вытащить, заинтересовать, пригласить. Но сегодня в магазинах вы видите ценники наших калужских товаров, которые отличаются цветом – привлекают внимание. Это результат проделанной работы. Продукты питания, изготовленные на местных предприятиях, по определению важнее. Это обязательно свежая продукция без подлога и обмана. Кто рискнет обманывать своих?! Это наши налоги и наши зарплаты. Получается, что человек заработал деньги на хлебозаводе, сюда же их и принес, а предприятие заплатило налоги в местный бюджет. Ну, всем же хорошо!