Среда, 25 Январь 2023

Дорогами Азии

Статья добавлена 11 Сентябрь 2016

 Тяга к неизведанному, новому и (возможно) интересному в очередной раз сподвигла меня на автопутешествие. На этот раз целью был Казахстан, точнее городок Приозёрск на берегу озера Балхаш.

Мой товарищ, а по совместительству гид-проводник, в 80-е годы жил там с родителями. И теперь раз в год его разрывает ностальгия по беззаботному времени и желание увидеться с друзьями.
 Как и всякого автопутешественника, меня заботило качество топлива и состояние дорог. Трасса  М-5, по которой нам предстояло проехать большую часть пути, была в состоянии перманентного ремонта. Покрытие на твёрдую четверку и скоростной режим в границах 100-110 км/ч. Своего «Пикассика» я кормил Лукойловским АИ-98, а он благодарно отвечал мне расходом в 5,5 л / 100км. Загрузка машины была эквивалентна трем взрослым людям, включая водителя. Запаска, домкрат, буксировочный трос, компрессор и свечной ключ, как полагается, были заботливо уложены поверх багажа. Рации в обеих машинах позволяли спокойно разговаривать друг с другом и следить за дорожной обстановкой за компанию с дальнобойщиками.

Мне повезло, все заботы о выборе ночлега выпали на долю моего компаньона. Задачи двигаться вперед любой ценой перед нами не стояло. Поэтому суточные пробеги были протяженностью порядка 600 – 800 км. А потом мы располагались в гостинице, где по интернету рассказывали друзьям о нашем автопробеге, делились впечатлениями и фотографиями.

Красивые виды и живописные местане ускользали от нашего внимания. В Башкирии глаз радовался живописным полям подсолнечника, на Урале перевалам и горным рекам. Погода баловала разнообразием: жару сменяли дожди, грозовые фронты и яркие радуги. А  в конце дня мы фотографировали неповторимые закаты!

 КПП проходили утром, пока мало машин. Бывшая союзная республика встретила нас вежливыми пограничниками и беглым осмотром машины. На все формальности ушло минут двадцать. Штрафы в сопредельном государстве очень огорчительные! Местные гаишники до сих пор живут в 90-х годах (по нашим понятиям) и охотятся на транзитников с целью заработка. За время пребывания в Казахстане мне несколько раз пытались вменить несуществующее превышение скорости. Вот здесь путешественнику помогут круизконтроль, антирадар, навигатор и видеорегистратор. Без них перемещаться по стране будет сильно затратно в материальном плане. А вот их наличие, напротив, делает блюстителей порядка более сговорчивыми и вежливыми.

Отдельно хочется сказать о питании. Кухня в Казахстане не отличается национальными изысками. Зато отличается дешевизной и качеством продуктов! Впечатление, что блюдо приготовили только что, не покидало нас всё время.

Дорога от Астаны до Караганды – сущий ад! Это строящаяся магистраль, где готовые участки чередуются с возводимыми. Но если с ограничениями скорости на строящихся участках всё понятно, то знаки «70» и «50» на готовых отрезках, выводят из себя! Мимо проносятся местные «шумахеры», а ты плетёшься и прекрасно понимаешь, что в любой момент антирадар скажет бип-бип, сзади вспыхнет «люстра» патрульной машины и… – готовьте ваши денежки!

 Отличительная черта казахских «гайцов» – они радостно улыбаются тебе, как старому другу, жмут руку в приветствии, а потом «предъявляют» по полной! Превышение в 20 км/ч карается штрафом в 31500 тенге, что равно примерно 6000 руб. При этом у вас изымаются права! Штраф нужно оплатить в банке, а потом с квитанцией разыскивать экипаж или отделение полиции. Слава Богу, нас миновала чаша сия! Но вернёмся к природе, ибо ехали мы отнюдь не за тем, чтобы знакомиться с гаишниками.

 Недалеко от города Балхаш находится урочище Бектау-ата. Это гористая местность посреди казахстанской степи, резко отличающаяся своей флорой и ландшафтом от окружающей действительности. Достопримечательность, к которой стремятся туристы, называется гора «Сундук». Высота ее примерно 800 метров. Но виды!  Камеру из рук почти не выпускали, восхищённым «охам» и «ахам» не было конца. Карабкаться по склонам «Сундука» несложно, но с непривычки утомительно. Есть там и пещеры. Но, как и в большинстве часто посещаемых мест, снимать их не хочется по причине исписанных стен. Вдоволь насладившись необычными видами, мы сделали последний рывок и на одном дыхании проскочили Балхаш, с его чадящими и дымящими плавильными комбинатами, и добрались до цели нашей поездки – Приозёрска.

Некогда цветущий, закрытый военный городок теперь представляет собой разрушенный и разграбленный местным населением город. Такого ужасного состояния инфраструктуры и быта я ещё нигде не встречал! Даже в пресловутые девяностые. Разрушенные до основания жилые дома, заложенные диким камнем оконные проёмы в уцелевших постройках, разбитые до арматуры лестничные марши в подъездах, обшарпанные и съеденные грибком стены, висящие на одной петле щербатые двери… Это напоминало кадры из фильма про нашествие варваров! Огромное здание гостиницы «Россия» в центре города с выбитыми окнами и затянутыми плёнкой дверными проёмами… Зачем? Для чего? Какую злобу надо было вымещать на зданиях, которыми можно было бы пользоваться и поныне?

 Сейчас военную инфраструктуру Приозёрска используют две армии дружественных государств – российская и казахстанская. Часть населения города занята обслуживанием этих гарнизонов.
 Ах, да! Я забыл, что ехали мы за положительными эмоциями. Итак, Балхаш. Красивое озеро с лазурной водой, с каменными, галечными и песчаными пляжами! Народищу на пляжах… 6 человек на всем пространстве, куда кинешь взгляд!  Городской пляж начинается прямо за жилыми домами. С утра до вечера на нём отдыхают горожане, приезжие и детвора. Тут же ловят рыбу, которую называют «воблой», хотя она ею не является.

 Вокруг, в степи, полно солончаков, которые слепят глаза своей белизной и скрывают под поверхностью болотную чёрную грязь. Но всё-таки главное здесь - озеро! Избыток солей меди делает воду лазурной, вне зависимости от погоды. Озеро мелководное, вода прогревается быстро, но размножающихся водорослей нет и поэтому вода всегда чистая!

 Из фауны отмечу обилие птиц. Здесь полно чаек всех мастей, бакланов, хищных ястребиных и цапель. Надеялись мы и на встречу с верблюдами, но она произошла всего раз близ автотрассы. Стадо было небольшое, но зато с очень колоритным вожаком! Одновременно хотелось подойти поближе и отойти подальше.  Зверь был высотой метра 2 с половиной в холке, невозмутим и от этого непредсказуем. Украшающие его пасть клыки говорили гораздо красноречивее о его возможностях, чем флегматичное спокойствие. 

 Конечно, главным трофеем поездки стали снимки, которые теперь можно бесконечно пересматривать, снова окунаясь в атмосферу этого путешествия.

Фото и текст Юрий Андрюшин

 





Для любых предложений по сайту: [email protected]