Пятница, 19 Июль 2019

Рима Арай. Пока не растает звук...

Статья добавлена 17 Июнь 2019

 

 

  • Выпускница Ереванской Государственной Консерватории имени Комитаса
  • Обладательница специальной медали «Чарующие звуки» фонда Ирины Архиповой
  • Долгое время была солисткой Оперной студии им. Г. Саакяна, выступала с ансамблем старинной музыки «Тагаран»
  • Успешно солировала в проектах «Новые имена» и «Молодые таланты Армении»
  • С 2008 года постоянно выступает с гастролями в Европе и в России
  • С 2016 года живет в Обнинске
  • В 2017 году в рамках проекта «New opera world» дебютировала в роли Керубино (Моцарт, «Свадьба Фигаро») в Театре имени Покровского (Москва)
  • С 2018 года – солистка«Choir Academy Lubeck» (Германия) под руководством Рольфа Бека

 

 

 
 

 

 

Торжественное открытие фестиваля классической музыки «Фермата» – такая необычная для наукограда вывеска долгое время красовалась на Доме ученых, словно намекая: произойдет что-то новое и масштабное. Если вы были 25 апреля на мероприятии, то пояснять ничего не нужно. Если нет, скажем, что это было выступление оркестра и настоящей оперной певицы с типом голоса, который звучит как вывеска к футбольному матчу: «меццо-сопрано». Добавим сюда струнный квартет под управлением Левона Мкртчяна и игру талантливой скрипачки Астхик Сардарян.

  

Она появилась в Обнинске три года назад, приехав из Армении. Говорит, что никогда не думала, и не загадывала в жизни таких перемещений: «В Ереване может быть как угодно, хорошо или плохо, но там я чувствую себя дома». Папа Римы – профессиональный протезист, перебрался в наукоград после долгих и настойчивых приглашений. За ним последовала родная сестра певицы – эндокринолог. Так девушка осталась одна, да еще и с маленькой дочкой на руках. Она всегда была активисткой, пела, выступала, а тут случилась вынужденная социальная депривация. Собрала вещи и полетела в Россию.

Папа предупреждал дочь, что в Обнинске по своей профессии она вряд ли что-то найдет. Но магическое словосочетание «80 километров от Москвы» вселяло оптимизм. До столицы-то рукой подать. Приехала, начала разведку боем. В Москве должен был проходить конкурс вокалистов, нужно было срочно делать программу. Сестра согласилась посидеть с племянницей, а Рима отправилась в обнинскую музыкальную школу номер два, чтобы найти концертмейстера. Оставила свои контакты, через несколько дней ей перезвонил дирижер камерного оркестра «Ренессанс» Игорь Иванов. Началась совместная работа, выступления. Солистку услышала заместитель главы администрации Татьяна Попова. Именно она впоследствии поддержит идею проведения фестиваля. Она и начальник управления культуры администрации города Ирина Фалеева.

 

Если Риму можно условно назвать матерью «Ферматы»,
то отец фестиваля – Левон Мкртчян – скрипач,
руководитель струнного квартета и по совместительству муж певицы

 

О том, как они познакомились два года назад, девушка рассказывает, не скрывая смеха. После приезда в Обнинске у нее появилась подруга, скрипачка Астхик Сардарян. Девушки довольно много времени проводили вместе. Рима выслала документы на фестиваль вокалистов в Сан-Франциско. Письмо было составлено на английском. Ответ пришел за подписью Левона Мкртчяна. Девушка обрадовалась, соотечественник все-таки. Спросила разрешение на переписку на армянском, завязался  в Лос-Анжелесе, преподавал в академии, был представителем различных фестивалей и конкурсов. Сейчас он живет в Обнинске, работает агентом супруги, создал струнный квартет, но практически каждое утро по скайпу проводит занятия для своих учеников в США.диалог. Время от времени Левон присылал информацию о конкурсах. А потом сделал запрос на дружбу в Фейсбуке и буквально сразу спросил: откуда она знает Астхик. Оказалось, что та – его племянница, а родная сестра Левона с 90-х живет в Обнинске. Так и встретились. Мкртчян работал скрипачом.

Вместе и при поддержке компании «АСИКО» они отважились на проведение
фестиваля классической музыки в современном и самобытном
Обнинске, где ей без конца говорили: «Не обольщайтесь»

Рима к тому моменту уже работала в трех местах: оркестр «Ренессанс», вторая музыкальная школа и развивающий центр. Рассказывает, что полтора месяца провела «в мыле», собирая с миру по нитке все, что было нужно. Проектор из ДК ФЭИ, с пригласительными и афишами помогла администрация, с залом Алла Портнягина. Денежных спонсоров не было, только бартерные, им девушка благодарна и за фуршет, и за цветы, украшения, дизайн и еще много-много всего от тех, кто в нее поверил.

Впрочем, были и те, кто без конца интересовался: «А что вы тут делаете? Почему вы не в Москве? Почему не в Европе?». Все это преподносилось а виде сомнения в уровне артистки. Рима отвечает просто: «Но если все будут там, кто будет здесь? Да и потом, с семьей это сложно, ведь это постоянная борьба. Для меня есть другие ценности в жизни. Обнинск – маленький город, где живут талантливые люди и растут талантливые музыканты. Подрастает поколение, которое нуждается в дополнительной площадке для реализации себя. Была задача – создать ее».

На открытии фестиваля прозвучал концерт Вивальди, играла армянская музыка, нашлось место аргентинскому музыканту Пьяццолле. Все, что хотели разделить на три дня, собрали в один. Рима честно говорит о том, что было много технических недочетов. Была удивлена работникам сцены, которые путали пульт и микрофон. В итоге, те, кто пришел слушать музыку, сказали «замечательно», кто пришел окунать в грязь, сделали то, что хотели. Критика и конкуренция – двигатели прогресса. Она благодарна за любые отзывы. Считает, что в любом деле важен фундамент, нужно крепко стоять на ногах, чтобы тебя не расшатали.

 

Рассказывает, что для армянских исполнителей и музыкантов пробиваться – обычное дело: «У нас есть много хорошего и плохого, как и у любого народа. Армения в центре постоянных войн, страна, из которой постоянно бежали люди. Вокруг Турция, Грузия, Иран, Азербайджан. Но при этом Армения – страна с культурой, с талантливыми детьми. И мы на протяжении всей жизни боремся за то, чтобы представить Комитаса или Бабаджаняна. Это странно, ведь если ты – музыкант, какая разница, какой национальности. Ты должен быть свободен, иначе не достучишься до людей».

Она практически не поет на корпоративах, не пробуется в оперные театры, хотя именно сейчас, в этом возрасте, это надо делать. Объясняет свою «пассивность» тем, что получает удовольствие от работы с детьми: «Чистота, которая есть в мире, есть только в них. Многое зависит от того, какая у кого цель в жизни. Музыкант – не значит благотворитель, ведь это большой труд. Я училась больше 10 лет и продолжаю это делать. Каждый раз ты выходишь на сцену и доказываешь свое право на ней стоять».

Я видела в зале море детей. То же самое было в октябре
на моем сольном концерте. Пожалуй, это то, что греет мне душу»

Кстати, сама Рима до 15 лет смеялась над оперниками, мол, зачем так картинно и широко открывать рот. И попала в мир оперной музыки нечаянно. А потом «обнимала лестницы» – не пропускала ни одного концерта в консерватории, даже если не получалось достать билета.

6 лет работала музыкальным критиком. Встречалась с такими знаменитостями, как Майя Плисецкая, Денис Мацуев, Валерий Гергиев, брала интервью. Исколесила всю Европу с гастролями. А когда переехала в Обнинск вдруг поняла, что ее призвание – учить музыке.

«Фермата» родился спонтанно из идеи, которая шла из души. Здесь нет твоего, моего, национального, только классическая музыка. Дословный перевод названия: «Пока не растает звук…»