Среда, 13 Ноябрь 2019

СВЕТЛАНА БЕДНЯКОВА. ВЫВЕСТИ НА ДОРОЖКУ

Статья добавлена 13 Сентябрь 2019

 "Не было бы Марины Николаевны, одна я бы ее не вывела на эту дорожку. Не было бы желания тренера носиться с Надей по соревнованиям, мы не прошли бы этот путь. Ведь сама я – человек далекий от спорта".

Взгляды и представления о жизни у Светланы Бедняковой – учителя технологии лицея «Технический», сложились еще при Советском Союзе. «Мы учились в советской школе и не видели детей-инвалидов, – рассказывает мама двух взрослых дочерей, – считали, что они появляются у тех, кто пьет. Ведь «такие» дети часто были отказниками, и как-то выживали в диспансерах.  

 

И вот я – послушная девочка, заканчиваю школу, встречаю молодого человека, играем свадьбу.
Мы оба без вредных привычек.
Да, муж во время службы в армии занимался ликвидацией Чернобыльской аварии, выполнял свой долг.
И У НАС РОЖДАЕТСЯ ДЕВОЧКА… С ОДНОЙ РУКОЙ»

 

ЧТО ВЫ ОТ МЕНЯ СКРЫВАЕТЕ?

Тогда я словно узнала другой мир: начала ходить по больницам, бывать в инстанциях, и увидела, что на свет появляется немало детей с отклонениями. В то время (конец 90-х годов) у нас в государстве среда для их жизни и социум в целом были совершенно не подготовлены. На УЗИ меня смотрели, как положено, три раза. Врачи знали, что отец – чернобылец. На последнем обследовании дочка сосала кулачок, врач показывала мне картинку со словами: «Вот мама, сама разъелась, а ребенок голодный – кулак сосет». И никому в голову не пришло проверить, а где вторая рука. Помню шок, охвативший меня в палате, когда сразу после родов врачи начали пытать: «Какие лекарства принимали, чем болели?», а я ничего не понимаю, прошу: «Говорите, что вы от меня скрываете?!». Я не замкнулась в себе, разговаривала с людьми, облегчала душу. Некоторые спрашивали: «А что бы ты сделала, если бы УЗИ показало отсутствие руки?». Я, правда, не знала, что отвечать. Потом пришла к мысли, что бог избавил меня от выбора: раз оставил ребенка, значит оставил для чего-то. Я – человек верующий, пусть и не до мозга костей. Живу в согласии с совестью и всегда прошу Бога помочь. Есть такое выражение Михаила Задорнова «Между мной и Богом мне посредник не нужен», я с ним согласна. Кто-то из знакомых в тот момент сказал: «Бог дал за то, что ты сильная и, значит, сможешь вынести». Я в какой-то момент поверила. Только внутри себя пришлось выстроить стену. Я – человек очень эмоциональный, творческий, для меня нормально и естественно плакать. А после появления Нади перестала это делать.
От стресса ощущала, что крыша едет, и в том, что она окончательно не съехала, большая заслуга моей мамы – Надиной бабушки. Помню, мы с ней, когда находились по отдельности, переставали плакать, когда встречались – ревели. Спасла деревня, куда уехали, чтобы не сталкиваться с вопросами окружающих. Приезжали в Обнинск только к врачам, и чтобы оформить инвалидность. К счастью, мы столкнулись со множеством людей, которые остались небезразличны к нашей проблеме.
Мне кажется, это были люди из «советского времени». Сейчас такой душевности нет, все решают свои проблемы в одиночку. Врачи сказали про Надю: «Вы только ее не бросайте, она очень хорошая». Иногда доктора говорят обратное, когда видят, что родители не справятся с ребенком с нарушениями развития. Помню, как детский хирург Горевалов говорил мне: «Что ты слезы льешь, еще придешь и скажешь, спасибо большое, смотрите, какая девка!» Он нас поддержал, помог оформить инвалидность.

"Внутри себя пришлось выстроить стену. Я – человек очень эмоциональный, творческий, для меня нормально и естественно плакать. А после появления Нади перестала это делать"

 

ВСЕ В ШТЫКИ

А еще врачи напутствовали: «Вы ее не жалейте, держите себя строго». Мне кажется, это сыграло определенную роль в наших взаимоотношениях с дочерью. Я пыталась держать себя строго, а Надя воспринимала это в штыки и делала все наоборот, говоря: «Я не буду, я – сама». Такое противоборство у нас шло все время взросления дочери и даже сейчас продолжается, но с меньшей интенсивностью. Все-таки я научилась больше ее понимать.
Пока Надя была маленькая – она не осознавала своей уникальности. Но не чувствовать наших переживаний она не могла. Интуитивно боялась, что ее бросят, поэтому когда начала ходить, то приходила ко мне, ложилась и держала за руку, и так продолжалось до 4 лет. Наде приходилось за все бороться, в том числе за материнскую любовь. Она не давала старшей дочери получать родительское тепло, доминировала, даже кусалась. Хорошо, мы смогли Лене все объяснить, и она поняла.
Помню, переживала за то, как моя девочка будет одеваться, как есть. А дочь очень ловко все делала. Платье на голову как лассо накидывала, и оно, нигде не застревая, садилось аккурат по фигуре.
Я не знала, кто из нее вырастет, и что я должна из нее сделать, знала только одно: как и первую дочь, обязана максимально научить, развить нужные в жизни навыки. И сегодня с гордостью могу сказать: «Дети гораздо продвинутей и практичней меня, более жизнеспособные». До двух лет дети не осознают происходящее. Мы точно помним, что до двух лет она была хохотушкой. Надя пошла в обычный сад. Воспитатели проявили готовность взять ребенка. Только она не хотела туда ходить. Количество дней, которые она провела в дошкольном учреждении за первый год, можно посчитать по пальцам на руках. Сходит, и к вечеру у нее поднималась температура.
Две недели ее лечу, выздоравливаем, привожу, опять поднимается. В саду, в группе, дети ее не трогали, им воспитатели объяснили, что бывают такие особенности. А вот в дежурную группу летом я ее не отдала, потому что в первый же день ребенка замучили вопросами.

 

И КРЕСТИКОМ ВЫШИВАТЬ УМЕЮ!

"Человек в жизни может делать все, если ему подсказать, как это делать легче и как использовать приспособления"

Что может ребенок с одной рукой? Многое! Мы освоили лыжи, Надя каталась на них с удовольствием, как и на велосипеде. Первый трехколесный купили в «Кораблике» на 51 микрорайоне, да так до дома на нем и доехали. Потом освоила двухколесный. Одевалась без помощи, сложности вызывали только шнурки и молния. Но еще в саду научилась завязывать бантик.
Из рукоделия хваталась за все подряд. Начинала с вышивки крестом, исколола себе всю коленку, которая заменяла вторую руку. Вышивала качественно, мы ее работы отдавали на городскую олимпиаду, заняли призовое место за вышитые подушки. Освоила полимерную глину, следующее увлечение – скрапбукинг (оформление фотоальбомов). И все у нее получается качественно. Бывало, просит меня: «Подойди, отрежь». Я очки надену, отрежу как-то не так, она злится, ругается. Кричу в ответ: «Зачем просишь, если сама можешь лучше!». Человек в жизни может делать все, если ему подсказать, как это делать легче и как использовать приспособления.
Приходит как-то и говорит: «Хочу планшет». Я – ей: «Надя, это дорого, откуда деньги?» Отвечает: «А Вы мне подарки не дарите, я буду копить». Так появились телефон, планшет, ноутбук. И всегда все должно быть у нее лучшее, не абы какое.
Дочь любит готовить и угощать нас. В этом есть, безусловно, заслуга лицея, наш преподаватель Валентина Федоровна вела предмет «Кулинария». Последнее достижение Нади – водительские права. Уже 2 года ездит на машине, в том числе и по Москве. Купила на заработанные призовые, которые мы долгое время откладывали. С правами, их получением, тоже все было не просто, простите за каламбур, пришлось отстаивать и доказывать свои права. Дочь училась в автошколе «Аванта Плюс». Инструкторы, конечно, удивились появлению такой особенной ученицы, но делать нечего, на первом же вождении поехали в город. А спустя несколько занятий, прозвали Надю «Шумахером» и ставили в пример всей группе.


МАМА — ЛУЧШИЙ ДРГУ!

Много сил мы потратили на историю с протезами. Это огромная волокита. Заказывали разные модели, но суть в том, что они все равно нефункциональные, косметические. Первый в саду отказывалась носить, он был тяжелый. К школе сделали другой, но перчатки телесного цвета быстро пачкались, становились черными. Оголить руку дочь смогла только в 10 классе. Бросила носить протез, когда пообщалась со взрослыми спортсменами (они ими не пользуются).
Несмотря на все сложности, мне хотелось себя профессионально реализовать в жизни. Было желание стать учителем технологии в школе. До рождения младшей дочери работала в ателье «Силуэт», потом по совместительству в девятой школе, рассчитывала туда вернуться после декрета, не получилось. Муж тоже в какой-то момент с работы уволился. И был даже период, когда мы выживали только благодаря Надиной пенсии. Когда дочь немного подросла, я устроилась педагогом в лицей «Технический».
Будущая первоклассница поставила условие: «В школу пойду только туда, где ты работаешь». Здесь учительница была опытная – Тамара Анатольевна, поблажек ей не делала, не выделяла. Помню, я попала в больницу, и ребенок в начальной школе остался без поддержки, но справилась: умудрялась за перемену выучить то, что было задано. 
Кстати, школу мы закончили на «хорошо» и «отлично». Надя училась в обычном классе. Конечно были трудности в общении с одноклассниками. Но я ей сказала: «Бери пример со старшей сестры, она готова другому помочь, все идут к ней за советом. Будь такой же». С учебой тоже было непросто, ведь Надя левша не по природе, а в связи с обстоятельствами. Кроме того, тренировки до школы и после школы. С одной прибежит на уроки, отучится и сразу на вторую. Тусоваться и общаться ей было некогда. Вообще, по поводу друзей у нас в семье бытует мнение, что лучший друг– это мама. Так говорят дочери. И это несмотря на то, что мама у нас часто работает как запретительный орган.

"Тяжелее всего было принять, почему это случилось с тобой.
В чем твоя вина? А еще как-то справиться с тем,
что эту жизнь ребенку ты подарила сама"

 

ЗВЕЗДОЧКА АДАПТИВНОГО ПЛАВАНИЯ

Сначала мы плавали при поликлинике в детском бассейне. Я старалась сохранить навык младенческого плавания. В начальной школе попали к Марине Николаевне Сараевой, они, на тот момент, снимали бассейн в «Державе». Наде не понравилось там заниматься, перешли в танцы и однажды дочь даже выступала на сцене.
В какой-то момент мы возвращаемся в плавание, а попутно начинаем ходить в художественную школу. То, что она спортсменка, стало понятно уже через год занятий: у нее появился азарт, ей нравится добиваться успеха, преодолевать себя. Первые спортивные успехи пришли где-то в 8 классе. Каждый год на чемпионате России улучшали результат на несколько секунд. Она выполнила норматив мастера спорта. Опять не могу не вспомнить про Марину Николаевну, которая постоянно выбивала для Нади гидрокостюмы, искала средства на их приобретение. «Амуниция» стоит около 30 тысяч, а через 3-4 заплыва утрачивает свою функцию. Кроме того, Сараевы возили Надю на соревнования на своей машине.


Марина Николаевна Сараева – человек, открывший для Нади спорт 

 

Несколько лет назад дочь попала в состав Сборной страны с ПОДА (поражение опорно-двигательного аппарата). Становилась победительницей первенства страны и бронзовым призером чемпионата России. Сейчас перешла на 3 курс в РГУФКе, учится на отделении «адаптивная физкультура». Я предлагала ей присмотреться к разным специальностям: «журналистика», «медицина». Надя сказала: «Нет, хочу тренироваться, добиваться результатов». И для нее это тоже вопрос выживания. III группа инвалидности – это 5 тысяч рублей. Надя не против работать, и мы даже пытались устроиться, но со спортом и учебой это мало вяжется.
У дочери в друзьях вся команда Самары, она отлично ладит с московскими ребятами. У них нет борьбы из серии: подави другого, выкарабкайся сам. Завязываются какие-то знакомства. Надя рассказывает, что переписывалась с одним мальчиком, с другим. Один молодой человек приезжал из другого региона в Москву специально, чтобы встретиться с ней, они продолжают общаться.

"Жизнь иногда бьет наотмашь. И важно не делать поспешных выводов, не впадать в уныние. Сейчас я понимаю: моя жизнь прошла не зря, а все испытания что-то значили"

 

НАДЕЖДА БЕДНЯКОВА: "Я БУДУ СКУЧАТЬ ПО СПОРАМ С МАМОЙ!"

С Надей мы встретились во время летних каникул. У нее получился достаточно большой двухмесячный перерыв в занятиях. Девушка не стеснялась: отвечала бойко, кратко и конкретно.

Стометровку баттерфляем Надежда Беднякова проплывает за минуту и 19 секунд.
Это быстрее норматиФва второго взрослого разряда у здоровых людей.

 

ВОПРОС-ОТВЕТ

Как думаешь, с тобой сложно общаться?
Да, я – интроверт и нужно пройти определенный рубеж, после которого становится проще. 

Сейчас ты учишься в институте, что будет после него?
Сложно сказать. Ближайший год покажет. Либо это будут тренировки и спорт, либо тренерская работа. Нет уверенности, что будут успехи, но и нет желания уходить.

Если в спорте пойдет, то чего хотелось бы добиться?
Попасть на Паралимпиаду.

Согласна, что жизнь – борьба?
Да, это мое видение, я именно так предпочитаю на нее смотреть.

Не хочется ли в какой-то момент расслабиться, поплыть по течению?
Если что-то будет доставаться или даваться легко, то, вероятно, это будет неинтересно. 

Ты ревностно относилась к тому, что сестра претендовала на внимание мамы?
Это мама сказала и, видимо, про то, как я кусалась (смеется)? Да, мне было год. В этом возрасте все кусаются. Это не ревность, просто мы разные. Сестра – покладистая и со всем соглашается, а я нет, и свою правоту буду доказывать до последнего. Я всегда спорю.

А с учителями?
С учителями – нет. Я старалась маме жизнь не осложнять.

Было ли сложно в школе с точки зрения общения с одноклассниками?
Да, было. Но мне кажется, что, пройдя через это, я стала сильнее.

Легко ли тебя задеть, смутить, сбить, расстроить?
2 года назад был трудный момент, когда происходил мой спортивный переход из Обнинска в Москву. Тренировалась, но промежуток с декабря до марта просто не помню.

Какие отношения у тебя с мамой?
В принципе хорошие (смеется)! Она это то, что заставляет меня двигаться вперед.

Но ведь она и то, что тебя ограничивает?
Да, но я же спорю. И что-то могу отстоять, найти обходные пути. Я думаю, что каждая из нас будет скучать по этим спорам.

Проще ли общаться с инвалидами, чем со здоровыми людьми?
Да, взаимопонимания больше. Люди с ограниченными возможностями иронизируют над собой.Точно, я тоже так стала делать. Сидели в институте, нам нужно было конспекты сдать по конечностям и получилось, что «руки» были только у меня. Меня соседка спросила: «Есть ли у тебя руки?» – Да, ответила я, – но только одна. 

О чем ты мечтаешь?
Много о чем. Начать тренироваться, как раньше, пахать и вернуться в большой спорт.

Думаешь ли о семье, о будущем?
Сложные вопросы. Отчасти больные!

Почему больные?
Потому что пока не складывается. Я – сложная. Потому что есть мои хотелки и желания. Бывает, получаю то, что хотела, и понимаю: мне это уже не интересно.

Каким должен быть человек, который тебе подойдет?
Обладать экстрасенсорными способностями. Потому что я порой сама себя не понимаю. Но не будь вздернутости, не было бы и меня в спорте. Если меня взять «на слабо», то пойду на принцип и буду упорствовать.

Что тебе кажется несправедливым?
У кого-то есть данные, они могут не напрягаться, вполноги работать и улучшать результат, а я буду пахать и не факт, что будет рост.

Надежда Беднякова, 20 лет
Студентка РГУФК / Мастер спорта по плаванию

 

Текст: Георгий Бобылев
Фото: Надежда Князева