Четверг, 20 Сентябрь 2018

Важное дело Елизаветы Мацупко

Статья добавлена 14 Март 2018

Правду говорят, что нет пророка в своем отечестве. Вот и в Обнинске все местное воспринимается как местечковое. И даже профессиональные люди подчас находят почитание и понимание где-то за пределами города. А здесь мы словно устали от своих, и не дорожим местным продуктом. А чего им дорожить, он же никуда не денется. Приближенность создает ощущение простоты и поверхностности. Возможно, и вышедшая недавно книга «Приключения в старой усадьбе, или Тайна графа Бутурлина» – тот самый случай. При том, что очень добротно сделанная вещь. Жаль, Елизавета Мацупко не питерский, скажем, автор. В глазах обнинцев это придало бы изданию авторитета и значимости. Впрочем, и без них тираж распространился по школам, библиотекам, магазинам. А нам захотелось побольше узнать о человеке, который трижды за последние несколько лет написал и сумел издать книгу об Обнинске для детей. 

Елизавета, не удивляйтесь нашему интересу, не так уж много у нас писателей…
А мне кажется у нас очень много писателей. Как Боровск – город художников, так Обнинск – город физиков и пишущих людей. И, к слову, среди физиков их тоже немало.

Но написать книгу, издать приличным тиражом и пустить в продажу – это проблема.
Это правда. Самая большая проблема, сделать так, чтобы книжку увидели читатели.

У любого пишущего человека есть внутренний вопрос: «А будет ли это кому-то интересно?» Вы его себе тоже задавали?
Конечно. И я надеялась, что если тема и ее подача покажется интересной мне, то есть шанс, что она заинтересует кого-то еще. У этого издания есть своя особенность: это первая художественная книга об Обнинске. Прежде я писала документальные, познавательные тексты для школьников. Для того, чтобы дети познакомились с ними, была важна роль учителя, библиотекаря или родителя. Ведь сам по себе школьник вряд ли будет читать краеведческую литературу.

На новую книжку специально наводить не надо?
На любую надо. Но я надеюсь, что эта книжка будет интересна детям с 9 до 13 лет, потому что она написана в увлекательном приключенческом жанре. При этом в ней нет досказанности. Еще Пушкин говорил: «Не надобно все высказывать, – в этом есть тайна занимательности». У читателя должна быть возможность для фантазии, для воображения, для домысла. Так интереснее, потому что это как игра, а с детьми нужно обязательно играть. Кроме того, это первая нарисованная книжка. 

Текст иллюстрировал очень интересный, самобытный, хорошо известный в Обнинске и Боровске художник – Вячеслав Черников. Это он нарисовал путеводитель «Из Боровска с любовью», ставший победителем международного конкурса городских путеводителей в прошлом году. Ему близка и интересна тема детского краеведения, которая в настоящее время только набирает обороты.

Каким счастливым образом совпали для вас две такие разные ипостаси – документалиста-краеведа и детского автора?
Просто мне все это интересно (хотя краеведом себя не считаю). А когда самому интересно, то стараешься вникать. Я родом из Шевченко, сейчас это город Актау в Казахстане. Там построили атомную станцию, которую проектировали обнинские физики. Благодаря этому в Шевченко заработал опреснитель морской воды, и город получил жизнь. Когда я оказалась в Обнинске, мне стало интересно узнать, что это были за люди, благодаря которым появляются новые города. И когда я стала вникать в тему, меня потряс, не побоюсь этого слова, героизм первопроходцев. Взрослым я уже ничего про это рассказать не смогу. Они уже выросли, и «сами с усами», а детям можно, нужно и важно говорить о смелых и сильных людях, о настоящих героях. Познакомиться с темой помогли книги об Обнинске журналиста Нонны Семеновны Черных и научного сотрудника музея Ревекки Ароновны Гавриловой. С этого все и началось.

А потом продолжилось…
После выхода первой книги «Обнинск. Город на ладошке» я не думала, что последует какое-то продолжение. Но появилась обратная связь – стали приглашать в библиотеки, в школы, появилось понимание, что это кому-то нужно. Тираж быстро разошелся, в книжных магазинах книжка была лидером продаж наравне с книгами Акунина и Улицкой…

Не было мысли ее переиздать?
Мысли были. Там есть что дополнить и исправить. И спрос, интерес к этой книге сохраняется. Это говорит о том, что обнинцы любят свой город… Потом в поле зрения появились усадьбы: Турлики (Морозовская дача), Бугры (Кончаловские горы) и Белкино. Была написана вторая книжка «Портреты из старой усадьбы» – об усадьбах и их обитателях. Вторая книжка была еще в типографии, когда я начала писать третью. Это произошло совершенно неожиданно. Почему в центре событий оказались именно Бутурлины? Потому что сохранилось много документальных источников о том периоде. Граф М.Д. Бутурлин написал свои воспоминания – издан увесистый двухтомник, в котором много рассказывается о Белкино. В работе над текстом мне очень помогла историк-архивист Татьяна Ларина, которая долгие годы работает в усадьбе. И, кстати, именно она придумала второе название – «Тайна графа Бутурлина»! Мой вариант был проще – «Приключения в старой усадьбе».

Все три книги: «Город на ладошке», «Портреты из старой усадьбы» и «Приключения в старой усадьбе, или Тайна графа Бутурлина» написаны для детей и легко читаются, но, в то же время, история в них отражена серьезно и правильно. Именно по таким книгам дети и подростки должны изучать историю своего края.
Последняя книга – это настоящее историко-художественное произведение в духе «Янки при дворе короля Артура». На основании реальных «Записок» графа Михаила Дмитриевича Бутурлина описана жизнь имения Белкино сразу после войны 1812 года, причем сам Михаил Дмитриевич изображен подростком Мишей. Великолепная находка автора – появление Михаилу во сне А.С. Пушкина. Прекрасно обыгран давний спор о том, бывал ли на самом деле Пушкин в Белкино, а также эпизод с подземным ходом, о котором тоже ходит много разговоров.
И, наконец, нельзя не упомянуть о прекрасных рисунках Вячеслава Черникова, проиллюстрировавшего книгу. Содружество двух талантов – писательницы Елизаветы Мацупко и художника Вячеслава Черникова – дало прекрасный результат, которым вполне может гордиться Обнинск.

Председатель обнинского краеведческого объединения «Репинка»
Владимир Тарасов

Как документалист вы опирались на источники, а как детский автор – на что? Откуда в вас понимание детского мира?
Журналистикой я занималась всю жизнь. Сначала работала в областной общественно-политической газете в Казахстане. Потом в Москве – литературным редактором и корреспондентом в отраслевом журнале. Писать приходилось чаще всего не о том, что было интересно. А тут все как-то с Божьей помощью совпало. Появилось свободное время. У меня уже взрослая дочь, а вот у друзей – маленькие дети. Общение с ними радовало и вдохновляло. Герои в книге не придуманы. Есть реальная девочка Варя (прототип главной героини), и она действительно занимается в конной секции и поет в детской группе церковного хора «Аненайка».

Кого из детских авторов перечитали, когда начали писать книги для детей? Пытались ли кого-то воспроизвести?
Нет, воспроизвести – точно нет. Я вообще не уверена, что умею писать. Пишу, как чувствую, надеюсь, что никого не копирую. Но сейчас я читаю только детскую литературу и никакую другую. Мне в этом мире так интересно! Перечитываю советские детские книги. Да, там много идеологии, современным детям потребуются комментарии, заметки на полях, но зато сколько романтики и благородства! Среди любимых авторов Владислав Крапивин, Вениамин Каверин и немножко Лев Кассиль. Между тем и новые детские писатели появились: Тамара Михеева, Дина Сабитова, Станислав Востоков, Нина Дашевская, Ариадна Борисова. Эти авторы говорят на современном языке, доступно и – о важном. А вот шедевр исторического романа для детей – это, на мой взгляд, «Князь Серебряный» Алексея Толстого – про сложный период правления Ивана Грозного.

Я просто писала и не знала, выйдет ли книга. Это отдельная история, как ищутся деньги. С первой книгой друзья помогали. Вторая издана на банковский кредит, который не возвращен пока. Но это не надо писать. Детали и проблемы никому не нужны. Мне просто казалось, что это важно сделать.

Вы во многом являетесь проводником того, что написали. По душе ли вам эта задача – продвигать значимость книги?
Я не уверена, что умею это делать. Если приглашают куда-то, всегда откликаюсь. Меня зовут в основном к младшим школьникам (1-4 класс), они что-то рисуют, дарят подарки, открытки, благодарят, пишут стихи. Малыши норовят подбежать, обнять, прижаться, словно им не хватает тепла… Они верят тому, что к ним пришел настоящий писатель, и слушают, раскрыв рты. Но вообще работа и даже просто общение с детьми – это большой труд, и учительская работа сегодня – это подвижничество.

Ну, то есть вы теперь детский писатель, уже есть какие-то новые идеи?
Меня представляют, как писателя, но это смешно, какой я писатель… Так, детский автор, пишущий для школьников, преимущественно для обнинских. Я вообще не уверена, что надо слишком серьезно к себе относиться. К делу – да. А насчет идей – это как Бог даст. То, что от меня зависит, я постараюсь сделать. Сейчас получается, а завтра может и не получиться. Это такая тонкая тема…

У вас были какие-то ожидания от выхода книги? Реакция людей превзошла эти ожидания или нет?
Я не думала об этом. Понимаете, бывает такое, что делаешь что-то просто потому, что не можешь не делать. Все как-то само собой произошло. Просто есть привычка доводить дело до конца, не бросать на полдороге. Она помогает. Хотя, надо быть готовым к тому, что когда пишешь книжку, нет покоя ни днем, ни ночью.

Что дальше?
Есть творческие надежды, не связанные с краеведением. У меня написано несколько сказок для маленьких романтиков. Они немного наивные, но радостные и светлые. Может быть, когда-нибудь удастся издать и их. Главное, чтобы это было кому-нибудь нужно…

Книга «Приключения в старой усадьбе, или Тайна графа Бутурлина» издана на средства Фонда «Усадьба Белкино». Значительная часть тиража передана Фондом в городские библиотеки, а также в управление общего образования для школьных библиотек. Приобрести книгу можно в офисе Фонда «Усадьба Белкино» и во время концертов, проходящих в усадьбе, а также в городском музее и в книжных магазинах Обнинска.

Мы живем в такое время, что если ты сам не пробивной, то, будучи талантливым, будешь сидеть и ждать, когда звезды сойдутся, и не повышая вероятность того, что они сойдутся. И многое зависит от силы, которая позволит тебе раскрыться. Исторический, педагогический, литературный проект получил реализацию во многом благодаря Фонду «Усадьба Белкино». Но своей индивидуальностью, и, если хотите, трогательностью он обязан таланту и внутренней убежденности его автора.