Пятница, 17 Август 2018

ХАДИЯ УЛУМБЕКОВА: ВСЕ БУДЕТ В СВОЕ ВРЕМЯ!

Статья добавлена 08 Декабрь 2014

Получив редакционное задание взять интервью у иллюстратора Хадии Улумбековой поначалу я даже не сообразил, о чём идёт речь. Всё-таки далеко я нахожусь от мира художников и дизайнеров. Но двум творческим людям оказалось несложно найти общий язык. Тем более Хадия оказалась юной, открытой и весёлой девушкой, совершенно лишённой признаков звёздной испорченности и московского гламура. Вместе с тем эта яркая представительница Обнинска уже успела добиться серьёзных результатов в столичной индустрии дизайна. Говорили мы об истории успеха, о сегодняшней деятельности Хадии и о рецептах для начинающих художников-иллюстраторов. Но вначале я сам попытался разобраться в предмете...

Художник, дизайнер, иллюстратор… Между этими специальностями есть чёткие грани?
Для меня – да. Дизайнеры могут сделать что-то творческое, например фирменный стиль для какой-нибудь компании, могут быть верстальщиками того же журнала, но всё же это профессия с более коммерческим уклоном. А иллюстраторы – это те, кто делает иллюстрации для журналов, на упаковку, сейчас появились те, кто делают раскадровки. И я себя вижу именно ближе к этой касте.

Давай вспомним, с чего начинался путь иллюстратора Хадии Улумбековой?
Наверное, не удивлю, если скажу, что с детства люблю рисовать. А начиналось всё в художественной школе-студии Денисова в Обнинске. Там было очень круто, там я получила все академические навыки. Потом я училась в Политехникуме, которому я тоже очень благодарна. Ну а затем закончила Британскую высшую школу дизайна в Москве.

Надо полагать, это и есть главный ключ к успеху?
Не совсем так. Безусловно, «британка» сегодня одна из самых крутых школ дизайна в стране. Но нельзя сказать, что это единственный путь к вершинам. Сам процесс обучения там поначалу меня шокировал! Нам давали задание и оставляли нас на месяц. Я думала – как?! Мы платим большие деньги, а тут как будто бы ничему и не учат! Первый год прошёл в полном непонимании того, что происходит. А потом я начала втягиваться, и поняла правильность подхода британской школы. Саму суть обучения я могу выразить в нескольких фразах: надо очень много смотреть, быть открытым для любой информации из мира дизайна и иллюстрации, изучать новинки и тенденции, одним словом, проявлять заинтересованность в предмете. Поэтому сегодня всем, у кого нет возможности туда поступить, всем, кто считает, что это единственная возможность чего-то добиться, могу сказать – это всё неправда! Без этого вполне можно обойтись.

То есть разница между западной школой и отечественной в основном в подходе?
Не только. Что мне очень нравится в российской школе, причём не только в дизайне, но и в других сферах – что у нас присутствует больше мысли. Вот, например, зарубежная иллюстрация – она в большей степени декоративная. А у нас много внимания уделяется самой идее. Больше смысла. И я правда это вижу! У многих иллюстраторов, которые мне сегодня нравятся, в творчестве присутствует идея. Я на самом деле очень рада тому, что у меня есть два начала. И академическое, и более смелое, что ли.

У нас в Обнинске хорошая школа?
Да, Политехникум дал мне большой толчок. Хотя училась я там… средне, не блистала. У меня были не самые лучшие рисунки, много народу было впереди меня, даже бывало порой немного обидно. Но в какой-то момент я поняла, что всё приходит со временем, и решила, что мне всё и сразу не надо. У меня и в целом к жизни отношение такое, что впереди ещё много времени, чтобы добиться поставленной цели. Поэтому я всегда долго и терпеливо работаю.

Что же мешает молодым талантам полностью себя раскрывать и выйти на «большую сцену»?
Среди тех, кто со мной учился в Политехе, много талантливых людей. Кто-то из них просто пошёл немного в другом направлении, выбрал другие векторы дизайна. При этом я считаю, что многих тормозит страх. Я сама трусиха, но очень стараюсь из себя это выбивать. Страх, что не получится, страх не успеть, или что не ответят. Но ведь на самом деле ничего в этом страшного нет!

Где ты уже успела поработать?
Я работала в двух рекламных агентствах. Сначала дизайнером, потом поднялась до арт-директора. Мне уже поручали свои собственные проекты. Один из самых больших, мне он очень нравился, – это фотосъёмка для «Билайна». Мы ездили в Америку и снимали там рекламный материал. Но со временем я поняла, что реклама – это немного не моё. В тоже время это был хороший опыт и, опять же, знакомства и связи. Благодаря опыту в рекламе, я стала более организованной, начала понимать индустрию изнутри. И это очень помогает.

А что за история с конкурсом ‘Coca-Cola’?
Был объявлен конкурс на дизайн бутылки к 125-летию бренда. Я увидела объявление уже довольно поздно, и первая мысль была, что я не смогу, не успею, и зачем, если за это не заплатят. Это сейчас я все эти страхи в себе почти искоренила, а тогда очень много времени потеряла в раздумьях и нытье. А потом за три часа до окончания срока подачи макета села и нарисовала. Мою работу приняли, и через 2 недели, когда я уже забыла, мне позвонили и сказали, что её выбрали и надо будет рисовать. Мне привезли бутылку, которая неожиданно для меня оказалась в два метра высотой! И опять у меня был всего один день! Плюс весна, экзамены, но я засучила рукава и сделала.

Эта твоя бутылка потом стояла возле ГУМа…
Да! А потом она поехала в музей Coca-Cola в Атланте. И пусть за этот проект мне не заплатили, но он сработал на имя и впоследствии принёс мне очень много заказов. Сегодня это хороший козырь в портфолио и резюме. В нашей индустрии вообще круг специалистов не такой большой, очень многое дают связи: «а ты этого знаешь?», «а ты для кого рисовал?», – и тому подобное. Поэтому я очень горжусь, что мне приходилось работать с такими брендами, как Coca-Cola, BMW, Mini Cooper, Nivea, Билайн.

Расскажи ещё какую-нибудь историю работы с брендом.
Как-то, ещё будучи в рекламе, рисовала карты для Mini Cooper, которые в качестве подарков раздавались владельцам этих авто. Так вот один из них потом связался со мной и заказал мне иллюстрацию к презентации Nokia.

 

Из рекламного бизнеса ты ушла, а чем сейчас занимаешься?
- Я начала свой проект, исключительно для себя. Я стараюсь рисовать новости. Сам проект называется Everyday news и размещён на сервисе микроблогов Tumblr, мои работы можно увидеть там. Вот, кстати, ещё один совет: не надо бояться поначалу заниматься тем, что не приносит денег. Минус российских художников-иллюстраторов в том, что они очень боятся сделать что-то лишнее, за что не заплатят. Я сама такая же была, но потом поняла, что это глупо. Вот живой пример. Свой новостной проект я делала месяц, и поначалу, конечно, мне никто ничего не платил, но я его активно продвигала, рассказывала о нём на каждом шагу, и в итоге меня нашли люди, у которых есть свой новостной проект. Они предложили мне рисовать для их политических статей, и теперь это приносит мне нормальные деньги. Так что не нужно стесняться показывать свои работы всем и вся. Скромность в этом деле лишнее.

Ты себя обеспечиваешь?
Да. Заработок на этом новостном проекте составляет примерно 2/3 моей зарплаты в рекламном бизнесе. Но я трачу на работу всего часов 10 в месяц, т.е. остаётся время на другие, в том числе коммерческие работы. И главный плюс – я занимаюсь тем, что мне интересно.

Ты иллюстрируешь политические статьи, а сама в политике разбираешься? Есть ли какие-то свои принципы, правила, которые нарушать нельзя?
В большинстве своём я стараюсь абстрагироваться, но естественно, у меня есть своё мнение. А так – я редко берусь рисовать что-то про смерть. Моя манера рисования – она такая саркастическая, даже комичная. Она просто не подходит под иллюстрирование трагических событий.

Путина приходилось рисовать?
Пару раз, чисто для себя, для интереса. На самом деле Путина очень легко изобразить. Его можно нарисовать двумя чёрточками, и уже будет похоже. Да и Обаму тоже не сложно.

Для работы ты ждёшь прихода вдохновения?
Нет, если ждать вдохновения, то можно потерять клиента. Принято считать, что все дизайнеры и иллюстраторы прямо супер-творческие личности. Это конечно всё так, но для меня это такая же обычная работа, где нужно выдавать результат, соблюдать сроки, иногда поломать голову. Просто эта работа приносит мне удовольствие. Поэтому, если мне действительно интересно, то я могу браться за разные проекты, даже бесплатные, но надо всегда знать, когда сказать «нет». У меня были смешные случаи, когда мне предлагали поработать на добровольных началах. Я отказывалась, потому что для меня это в первую очередь работа.

К чьему мнению ты прислушиваешься?
Долгое время я была под влиянием свое преподавателя британской школы Виктора Меламеда, и это не всегда было хорошо. Во мне в какой-то момент поселилось желание, чтобы мои работы ему понравились. И это очень сильно меня тормозило, мешало мне рисовать. Поэтому считаю, что заводить себе кумира не стоит. На данном этапе у меня есть масса людей, творчество которых мне нравится, и которым я стараюсь показывать свои работы.

Понятно, что если нет слуха, то петь ты не будешь. А дизайну и иллюстрации можно научиться?
Можно. Наверное, на меня сейчас дизайнеры обидятся, но для меня дизайн – это чисто логический процесс, плюс, как это у нас называется, «насмотренность». Поэтому я уверена, что всему этому можно научиться. В принципе тоже касается и иллюстрации. У меня были одногруппники, которым лет по 40, которые раньше вообще не рисовали, и в конце обучения они начали выдавать очень интересные работы. Так что тот, кто хочет – находит пути, тот, кто не хочет – находит отмазки. Так во всём, и это правда!

В таких интервью обычно спрашивают про творческие планы. Есть чем удивить?
Не хочу забегать вперёд, но сейчас у меня появилось одно предложение уже по преподаванию. Это международная школа рисования, и я очень хочу, чтобы у меня всё получилось. Мне кажется мой, пусть и не такой уж долгий, опыт иллюстратора позволит что-то дать людям. А в работе, конечно, хочется выйти ещё на парочку стабильных заказчиков. Время для новых проектов у меня есть.
Что тебя сегодня связывает с Обнинском?
Я очень люблю Обнинск. У меня даже в Москве почти все друзья обнинские. Я стараюсь почаще приезжать к родителям, очень люблю природу, много гуляю.

БЛИЦ
любимый цвет
- Зелёный. Потому что лес.

Главное правило, жизненный принцип
Всё будет в своё время.

Где лучшее место на Земле
Я его ещё не нашла, но Обнинск я люблю.

Когда приходит вдохновение
После душа. Но оно не особенно нужно

Краски, которыми бы изобразила жизнь
Яркими!

Идеальный автомобиль
С водителем!

Стиль, в котором работаешь
Современная иллюстрация.

Стиль жизни
Путешествие

Этап карьеры
В самом зародыше, но с видимыми результатами.

Все художники немного сумасшедшие?
Очень не люблю, когда так говорят. Я абсолютно нормальная.

Художник должен быть голодным?
Нет!

Обнинск тремя словами.
Дом, природа, друзья.

Пожелания начинающим дизайнерам и иллюстраторам из нескольких фраз
Ничего не бояться. Не пытаться торопить события. И быть уверенными в себе.