Четверг, 20 Июнь 2019

Татьяна Мурадян: «Почему нельзя конкурировать красиво?»

Статья добавлена 29 Май 2019

Татьяна Мурадян: «Почему нельзя конкурировать красиво?»
- Ну, Боже мой, еще одна владелица ориентированного на женщин бизнеса с жиру бесится? – выдохнет опрометчивый читатель, разглядывая фотографии статьи. И ошибется. Потому что не бесится, а решает задачи, причем, не уровня урвать побольше, а там хоть потоп. Татьяна – идейная и основательная, смотрит вдаль, хоть и роста невысокого. Читайте 5 историй о юной женщине, сумевшей не только построить бизнес, но принять себя и полюбить такой, какая есть.

1. ЗАБОЛЕТЬ ИДЕЕЙ
Пару лет назад, когда только запустился проект Beauty Bar, Татьяна согласилась принять участие в нашем журнальном проекте «Отличные женщины». Копна вьющихся черных волос и карие глаза, да и фамилия армянская – вот вам первое впечатление. Девушка рассказала о том, как пришла к идее открыть свой бизнес. По образованию она экономист по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит». Завершив обучение, устроилась в банк «Home Credit», где шаг за шагом доросла до уровня начальника отдела. Кто-то бы обрадовался и пожинал плоды, а она - нет: «Уже на тот момент хотела делать что-то свое, но не понимала, что именно». Следующий работодатель – компания LPgenerator и должность руководителя отдела продаж. Работа позволила больше окунуться в сферу маркетинга, коммуникации, составления предложений, понимания потребностей клиентов.

Тогда же она делает и первые шаги на ниве предпринимательства: в 2013 Мурадян купила и установила два линзомата в торговом центре «Дом для дома» и магазине «Лента». Делает все, как положено, регистрирует ИП. Такой, казалось бы, нехитрый бизнес – кушать не просит. Поставил и подкладывай линзы по мере того, как их покупают. Ан, нет, не все так просто. Во-первых, срок окупаемости тут довольно длинный – несколько лет. Во-вторых, так называемые форс-мажоры. Это, например, когда тебе берут и клей заливают в купюроприемник. И «попадаешь на ремонт», тысяч так на тридцать. А потом еще раз на тридцать. Неймется же кому-то. Сейчас она подумывает продать линзоматы, потому что живет исключительно салоном красоты.

Примерно три года назад Татьяна случайно наткнулась в интернете на страницу основателя продукции по уходу за собой «Галька и Галыш» и прониклась идеей клиентоориентированного подхода. С тех пор у нее из головы не выходила мысль о том, что надо создавать что-то свое. Рассказала близким, те поддержали. Первоначальная задумка  – заниматься шугарингом. Но мысли-мыслями, а в реальности она каждый день ходила на работу в LP Generator и выполняла должностные обязанности и не знала, как совместить одно с другим. Пока не заболела.

- В январе 2017 года я заболела ветрянкой и эти 3 недели была дома, - вспоминает Татьяна. - Это дало возможность начать что-то делать. Находясь на работе трудно отвлекаться на свои дела. А тут начала серьезно общаться с партнерами, посмотрела помещение в Солнечной долине. Тогда это были руины и серые стены. Стала искать сотрудников. Позвонила знакомой девочке, мы работали раньше, позвала ее мастером на шугаринг. Она отказалась, но сказала, что готова заниматься ногтями. Я задумалась, а почему нет, ведь нужны процедуры, которые будут давать высокую периодичность возврата людей. Так оформились три направления: брови и ресницы, шугаринг, ногти. А с работы вскоре после закрытия больничного мне пришлось уйти.

В открывшемся салоне красоты “Beauty Bar” упор был сделан на высококачественные и натуральные материалы, индивидуальный подход к каждому клиенту, уютную и комфортную атмосферу.

Если говорить про салоны красоты в городе…то тут конкуренция колоссальная. Но это меня не только не пугает, а, напротив, зажигает во мне азарт и задор, так как моя игра однозначно будет интересной. 

2.СТРОИТЬ ПО КИРПИЧИКУ
Что было самое трудное в запуске проекта?
Придумать название и воплотить его в жизнь в виде логотипа, так как это лицо всей идеи и именно оно должно запомниться и быть узнаваемым.
За что переживала больше всего?
Я вообще не переживала, была какая-то уверенность, но понимала, что катастрофически не хватало знаний. Единственное, за что я была спокойна, это за продвижение и ударный маркетинг. Я дала рекламу везде: СМИ, интернет, различные свои инструменты, друзей приводили и т.д. Всех, кто приходил, мы расспрашивали: откуда узнали, кто порекомендовал.

Идея должна была заработать. Я ощущала, что клиентам в этой сфере не хватает клиентоориентированности. А я тот человек, кто мечтает ее создать. Так почему бы и нет?

Что, на твой взгляд, даете вы и чего не дают другие?

Нужна душевность, нужна изюминка отношения к людям. Я постоянно провожу опросы: что для кого важно. Более 70 процентов наших клиентов отмечают атмосферу, как значимый фактор. У нас, например, нет запрета на то, чтобы мастера общались с клиентом. Наоборот, я заставляю их это делать. Ну, как можно не общаться в течении часа и двух? Они же начинают считать нас: мастера, салон, коллектив, частью своей жизни. Пишут необыкновенно приятные сообщения «Жду не дождусь, когда смогу прийти к вам на процедуру». В других местах запрещают, потому что если сотрудник наладил связь с клиентом, то он может забрать его с собой при переходе. По мне так это абсурд. Я тоже расставалась с сотрудниками и ко мне приходили. Не могу сказать, что это так критично, у людей должен быть выбор, куда идти, где делать.

Сколько человек сейчас насчитывает ваш коллектив?
Шестнадцать, включая тетю Аллу, отвечающую за чистоту и порядок. Я не могу ее назвать уборщицей, потому что, во-первых, это мама одной из наших сотрудниц, во-вторых, член нашей семьи. Один наш мастер, Виктория, она работает по выходным, рассказала: «Каждое утро, когда я, сова до мозга костей, иду на работу, я думаю, как же мне повезло, что нет этого чувства, что я иду на работу».

Можешь поделиться бизнес-решениями, которые позволили оптимизировать бизнес?
С первого дня у нас была внедрена онлайн-запись. Клиент проходит по ссылке и сам выбирает удобные ему время и процедуру. У нас 60% клиентов записываются сами. Это сильно облегчает работу. Еще момент. Наши мастера отвечают, только за хорошо выполненную работу, а стерилизация инструмента – задача администраторов. Кроме того, все что необходимо для работы я предоставляю сама. Только так я могу быть уверена в результате. Мы, кстати, даем гарантию на услуги. Например, на ногти - 14 дней. Если что-то за это время произойдет не по вине клиента, он может прийти и переделать.

Есть ли у вас внутреннее обучение?
Да, и я сама занимаюсь этим направлением. Предварительно конечно сама стала мастером: сначала был шугаринг, потом отучилась на ресницы и брови, позже, как делать ногти. Важно было понимать, побыть в шкуре мастеров. Планы на будущее – открыть свою школу.

Бизнес-правила Татьяны Мурадян:
Всегда получай обратную связь.
Клиент всегда прав. Если ему что-то не нравится, мы переделаем.
Никогда не ври. Любая ложь всегда выплывет.
Считай операционные показатели: каждую неделю, каждый месяц
Из хорошего человека можно сделать мастера, а вот из мастера человека не сделаешь.
Я не делаю как хочу, я спрашиваю и делаю, как удобно людям.

3. СО ЗНАКОМ КАЧЕСТВА
Неужели все было так гладко?
Ой, нет, конечно нет. Я понимала, что будет конкуренция. Но то, что она будет такой несправедливой, не могла себе представить. Везде, где я работала раньше было уважение к конкурентам, ведь без этого не возможен прогресс. А тут стали выплывать какие-то подводные камни, чье-то недовольство в момент нашего появления и активной кампании по продвижению. Но я ведь ни у кого ничего не пыталась украсть. Честно платила деньги за рекламу, и клиенты делали осознанный выбор.

На войне как на войне…
Да, я это знаю, но почему нельзя конкурировать красиво? Без грязи и лишних слов. Зачем эти принижающие комментарии в соцсетях? Причем, любопытно, что их делают люди, которые неплохо стоят на ногах, сами являются хозяевами салонов. Они скринили наши работы, выставляли у себя, занимались компрометацией.

Ты так не делаешь?
Я всегда слежу за своими конкурентами, но не для того, чтобы чему-то научиться или покритиковать их, а понимать то, что происходит на рынке. А вот учиться мы стараемся у лучших. К примеру, последнее обучение проходило в Москве.

Можешь привести пример, как ты говоришь, компроментации?

У нас была акция, цена снижена. Вот конкуренты пытались вразумить людей: мол, за такие деньги качественную услугу оказать невозможно. А то, что это акция, никого не интересовало. У меня есть задача, чтобы запись была заполнена на неделю вперед, я добиваюсь этого разными маркетинговыми инструментами.

Кстати, о ваших ценах.
Они средние по рынку. За два года я впервые подняла цены пару месяцев назад, потому что повышение НДС сильно ударило по закупкам. И это для меня была крайняя мера, хотя дорожает все постоянно, но либо ищешь аналогичную замену, либо уменьшаешь норму прибыли.

Ты рассказала, что делаешь собственный товарный знак. Зачем?
Тут неподалеку открылся салон с нашим названием. Клиенты начали интересоваться: «Это ваше?», «Это ваш второй салон?». Я погуглила, и впрямь похожи. Они взяли нашу концепцию, идею. У меня было ощущение, что кто-то пришел в мой дом, взял мой телевизор и понес куда-то. Нам было приятно, что мы для кого-то пример, но вместе с тем, и очень обидно. А кто виноват в том, что у меня нет прав на название. Я сама. Вот поэтому занимаюсь регистрацией, и поскольку Beauty Bar не может быть торговым знаком, то мне после долгих размышлений приглянулось слово «Venue». В переводе с английского это что-то вроде «место для встречи». Слово свободно, сказали мне, можно регистрировать. Да, это деньги, но другого пути я не вижу.

4 МУЖСКОЙ ВЗГЛЯД
Занимаясь направлением «Женская красота», Татьяна решила разобраться в этой теме досконально. Она понимала, что многое скрывается не снаружи, но внутри. А кто чаще всего оценивает женщину, для кого она старается? Конечно для мужчины. Тогда Мурадян запустила в инстаграмме проект Malegaze - мужской взгляд на женскую красоту. Берет интервью у известных мужчин Обнинска. Спрашивает о том, какой должна быть девушка и женщина. Ведь дамы подчас ударяются в сильные изменения, желая понравиться мужчинам и совершают ошибки.

Этому проекту предшествовала большая работа Татьяны над собой. Работать в сфере красоты, вести видеопроект было невозможно без ответов самой себе: «А что со мной? А я красивая?» Здесь мы публикуем ее пост. На наш взгляд, он говорит о девушке лучше чем что-либо.

Считаю ли я себя красивой? Да! И нет.
Та часть меня, которая считает меня красивой дана мне с детства. Мне всегда мои родители твердили, что я красивая. Мама всегда мне покупала очень много платьем. До сих пор помню свои китайские платья. В то время китайская одежда была очень дорогая, качественна и не всегда доступная, поэтому мама покупала сразу и по несколько штук. Из-за этого у меня были одинаковы платья разных цветов и на разный возраст. А та часть меня, которая считает меня некрасивой, была привита в осознанной жизни. Я даже помню этот день очень отчетливо: место, время, и как это было подано. Я сидела с парнем в пиццерии «Ташир» на Аксёнова, где он мне показал фото своей бывшей девушки и сказал: «Она очень красивая. Ну, ты увидишь сейчас фото и согласишься со мной». Все было бы ничего, да и я зачастую оцениваю адекватно женскую красоту, но... Я всегда чувствовала себя обделенной комплиментами с его стороны. Точнее, их было мало, что не хватало затушить мое эго! Может поэтому для меня это было так неприятно? Кто был виноват в этой ситуации? Я и только я. Мне, на тот момент, не хватало самодостаточности, чтобы не зацикливаться на мнении других, и прислушаться к своему внутреннему голосу!

Чтобы чувствовать себя красивой лично мне нужно только настроение. Когда оно хорошее, то есть гармония внутреннего и внешнего «Я»! Раньше для меня было значимо мнение окружающих, а теперь нет. Я приняла себя полностью. Свой нос армянский, лопоухое ухо «Василя», пухловатые и не очень прямые ноги, свой рост. Да, я приняла свои 156,5 сантиметров. И кода собираю все эти недостатки (мне казалось раньше, что это недостатки) воедино с своими достоинствами, то получается очень даже жгучая штучка. Это и есть принятие себя! Готова ли я быть красивой любой ценой? Нет! Я готова быть здоровой любой ценой! Готова любой ценой обеспечить спокойствие своих близких и родных людей! Готова любой ценой развиваться и не деградировать! Если мои физические недостатки не мешают быть здоровым полноценным человеком, то я не буду тратить энергию на их изменение. Знаете, как сложно все это признать? Мне понадобилось на это 4 года. Целых 4 года я работала с собой, чтобы стать такой, какая я есть сейчас.

5 КОРОТКО ПО ДЕЛУ
Как выглядит зависть?
Я не знаю, как выглядит зависть. Если мне что-то нравится, то беру и делаю, чтобы так было. Если не получается, то значит делаю что-то не так.

Что дает тебе силы?
Люди! У меня коллектив-огонь. Я беру к себе в командур только тех, у кого схожие со мной ценности и взгляды на жизнь. Для меня они не работники - это сотрудники.

Есть ли кто-то, кто поддерживает тебя больше всех?
Брат. Он работает в Москве в айти-сфере. Для меня это пример для подражания.

Какой ты была до открытия салона?
Я была очень наивная. В плане веры в людей такой и осталась. Верю, что большинство из тех, кто меня окружает - хорошие и добрые люди. С подозрением не живу.

Чему научил тебя бизнес?
Я больше верю в себя, моих страданий не стоит никто. За исключением семьи.

Откуда в тебе столько рассудительности и дотошности?
Родители! Они всегда мотивировали меня учиться. А второе-это постоянное осознание того, что ты ничего не знаешь, и как танк начинаешь переть туда, где все незнакомо.

Когда у тебя появится семья?
Не знаю. Я над этим плохо работаю (смеется).