Воскресенье, 19 Ноябрь 2017

Образовательные противоречия

Статья добавлена 12 Сентябрь 2017

Лев Ляшко - признанный эксперт в педагогике, руководитель общественной организации «Интеллект будущего», лауреат Премии Правительства в области образования, организатор детского центра «РИО». Интеллигентный человек с чувством юмора и отсутствием категоричных оценок. С ним легко и интересно разговаривать на разные темы, но что касается образования, то трудно найти человека более вовлеченного, но при этом реалистичного. 

Противоречие первое: наукоград без обучения научному поиску

Лев Юрьевич, а давайте начнем беседу со специфики образования в Обнинске. Есть ли она? И если есть, то какая?

Многие города с точки зрения образования стараются использовать тот потенциал, которым обладают. Будь то место расположения, исторические особенности или градообразующее предприятие. Обнинск обладает уникальным кадровым (ученые) и научно-техническим потенциалом (производственная база). Этот фактор можно и нужно использовать. Берется предприятие, и школьники выполняют там исследовательскую работу под руководством научных сотрудников. И тут решается сразу несколько задач: развитие исследовательских компетенций, профориентация, включение детей в научное сообщество. Согласитесь, есть большая вероятность, что потом эти ребята вернутся в Обнинск, в науку. В Обнинске такой опыт был на базе НИФХИ им. Карпова, в МРНЦ. А сейчас, например, я знаю, что только первая школа имеет договора с ВНИИРАЭ, с Тимирязевской академией.

Да, занятия исследовательской деятельностью – это важно, но кто будет заниматься этим? Школе не до того, ей надо передавать знания, делать так, чтобы дети и учителя были живы и здоровы.

Раньше, может быть, было не до развития исследовательских компетенций, но в последнее время их ввели во ФГОСы (образовательные стандарты). Это очень хорошие документы с точки зрения развития личности. На конференции «Юность, наука, культура» стало заметно, как всё большее количество школ из регионов, включая сёла, вовлекают детей в исследования.

Итак, спецификой нашего города в образовании должна быть научная компонента, так?

Да, это так. Для Обнинска, как и для других аналогичных городов, это вопрос сохранения своего статуса наукограда. Стратегия развития города не будет реализована, если мы не будем пополняться научными кадрами. Когда молодые люди учатся в вузе, уже менее эффективно заниматься их мотивацией. Именно в школе должно быть сформировано стремление к научному поиску. Здесь может помочь система дополнительного образования, но в городе практически нет учреждений, которые бы занимались научным направлением, научно-техническим творчеством. Яркий пример - на базе компании «Модель спектр» при двенадцатой школе развивается новое для города направление - робототехника. Этим занимается коллектив под руководством Андрея Минаева. Но этого очень мало.

Противоречие второе: профессии старые и новые

Мы с вами сейчас поговорили об интересах города, а давайте поговорим об интересах семьи.

Интересы семьи отлично во все вписываются. Мы говорили о науке, но ведь на ее месте может быть инновационная сфера, творчество, бизнес, которые предъявляют похожие требования. Рыночные реалии нас заставляют двигаться в этом направлении. Если посмотреть в «Атлас новых профессий» на то, что нас ждет, то мы увидим что надо развивать надпрофессиональные навыки: креативность, умение работать с информацией, умение брать ответственность на себя.

Но ведь экономике нужны конкретные люди-исполнители для существующих предприятий?

Да, противоречие есть, но оно будет решаться в пользу личности и инновационного развития. Вообще все потоковые функции со временем будут заменены на роботов. Ведь никто не хочет быть винтиком в потоковом производстве. Родитель хочет, чтобы ребенок управлял этим процессом. Да и любому предприятию проще установить линию, где действуют автоматы, чем платить деньги за неквалифицированную работу сотне людей. Здесь интересы экономики и людей в перспективе совпадут.

Противоречие третье: государство и частный сектор

Много говорится о том, что школы и сады похожи на камеру хранения. Отдал ребенка – забрал. В том числе поэтому, в последние годы в городе активно появляются различные детские центры и школы дополнительного образования.

Система дополнительного образования всегда позволяла найти для ребёнка то, что разовьёт его способности, расширит сферу интересов. Только детский сад или школа в принципе не охватят столь разнообразный спектр услуг. И родители уходят в частный сектор, который сейчас, кстати, поощряется государством. Поэтому наряду с традиционными кружками и секциями появились скорочтение, ментальная математика, развитие памяти и т.д. Это реальная потребность. И в этом смысле детские сады, школа и центры развития лишь дополняют друг друга, их нельзя противопоставлять. Наоборот, важно наладить сотрудничество.

Ваш совет родителю, который в замешательстве, куда идти, чему учить ребенка.

Детей надо отдавать в кружки и клубы, чтобы они получали разный опыт. Не надо настаивать на чем-то одном. Пусть сначала ребёнок определит сферу своих интересов (не интересов родителей!) Важно уделить внимание навыкам будущего: надпрофессиональным, метапредметным компетенциям - это пригодится в любой профессии, которую выберет человек. Например, курсы по развитию творческих способностей, умение быстро читать, образная память, социальный интеллект. Пусть это будет немного рекламой, но как организатор детского центра «РИО» я приглашаю всех к нам.

А вот скажите, традиционные технологии обучения и те, которые дают на дополнительных занятиях, часто приходят в противоречие. Ну, например, устный счет. В школе складывают так, а при помощи абакуса иначе. Ребенку голову не запутают?

В данном случае это не противоречие. Ведь не путает детей то, что сначала они изучают сложение, потом вычитание, умножение… столько всего, но по большому счёту – это один процесс, выполняемый разными способами. Абакус даёт ещё один способ обработки информации.
Если подходить к обучению как к творческому процессу, то можно находить множество способов изучения материала. Причём, некоторые технологии возвращаются к нам в новом облике. Например, педагог-новатор Шаталов успешно обучал детей с помощью специальных конспектов, где графически были представлены материалы уроков по физике. Сейчас эта технология пришла к нам с названием «ментальные карты», «карты ума». Есть старая присказка о том, как воспринимается что-либо новое: первый этап – это нереально, это глупо. Второй этап – в этом что-то есть. Третий: это так и должно быть.
В конечном счете, если есть противоречие, то решается оно просто. Побеждает та система, которая дает лучший результат.

Помню, какие-то вещи в школе надо было зубрить, многократно решать типовые задачи. А сейчас это не так?

Механическая память – это лишь один из видов памяти. Да, ее надо развивать, и стихи надо учить, и таблицу умножения. Но нельзя замыкаться на этом. Учитель должен владеть разными инструментами развития. А где он должен этому научиться? В институте он это не изучал, на курсах повышения квалификации тоже. И вот тут вступает в силу ещё один современный тренд – самообучение. Это актуально и для учителя, и для ученика: постоянное самообучение, саморазвитие, самоанализ.

Противоречие четвертое: ЕГЭ и творчество

Не жалко ли вам учителей?

У меня в семье все педагоги: мама, дядя, жена, дети занимаются вместе с нами педагогической деятельностью. Педагогам можно по-доброму завидовать: они постоянно окружены молодостью, радостью, мечтами. Это сложная, но очень интересная и социально значимая профессия. Сотни наших коллег с радостью идут на работу, ведь она не ограничивается форматом ЕГЭ. Есть олимпиады и капустники, подготовка исследовательских работ и поездки в другие города и страны. Кем бы человек ни работал, всегда есть рутинное и творческое содержание. От человека зависит, станет ли он лучшим в своей профессии за счёт увлеченности, использования своих способностей.

Вот вы говорите, что нужны надпредметные компетенции. А педагоги – предметники. И получается, что по разные стороны баррикад.

Я не отрицаю того, что знания предметов нужны – это базовая компонента. Но ведь и в рамках урочной деятельности, а тем более во внеурочное время, можно заниматься развитием различных надпредметных компетенций.

Профиль выпускника школы как-то меняется в последнее время? Кого выпускает школа в большую жизнь сегодня?

Общая проблема, которую заметили преподаватели МГУ и других вузов, заключается в том, что выпускники, «натасканные» на ЕГЭ, малоинициативны и быстро сдают свои позиции в учёбе.

Получается, что новый инструмент измерения образованности выпускника приводит к тому, что мы меняем его личность?

Да. Плюс от ЕГЭ – у всех есть одинаковые возможности поступления. Проблема – способности остаются неразвитыми, в том числе творческие. И поэтому ученые говорят, что у нас через определенный временной период могут быть сложности с качеством работников. Конечно, спасает то, что есть победители олимпиад, победители научных конференций школьников – есть надежда.

Противоречие пятое: вузы и работодатели

В какой мере бизнес подключен и является заказчиком образования?

Представители бизнеса, в свою очередь, недовольны выпускниками вузов. Те, по их оценкам, приходят с формальными знаниями и навыками, их приходится переучивать. Предприятия, отрасли, которые побогаче, внедряют свою систему, например, Росатом. Многие вузы стали соединять обучение с практикой, и выпускник приходит туда, где уже стажировался. Мы возвращаемся к тому, что сейчас не работает система школа-вуз-предприятие. Поэтому и важно, чтобы дети, ещё обучаясь в школе, уже сотрудничали с предприятиями. А это то, с чего мы начинали беседу.

У нас в городе большой процент малого бизнеса в сфере услуг. Там же тоже заинтересованы в определенном профиле человека?

Если приходит человек, способный выполнять рутинные операции – это, конечно, хорошо, но если придет творческий, инициативный, он же бизнес выведет на другой уровень. А обычный будет делать то, что скажут.

Мобильный телефон, интернет. Дети наши часть времени проводят за гаджетами. Это проблема и особенность социализации.

Передовые школы взяли эту тему гаджетов и используют ее в обучении. Технология называется «перевернутый класс». Дети в школу приходят с учителем и одноклассниками пообщаться, задание обсудить, сделать проект. А дома получают знания при помощи мобильного телефона, планшета или компьютера. Учитель, какой бы ни был умный, все равно проигрывает интернету. Педагог перестал быть носителем информации, и процесс образования будет перестраиваться. От учителя требуется другое: дать системность знаний, глубину понимания, сформировать мотивацию, организовать взаимодействие, коммуникацию. Прогрессивные учителя используют смартфоны для обучения. Но и это еще не все, следующий шаг в том, что школьник становится учителем. Дети же прекрасно обучают взрослых и друг друга, при этом получая от этого процесса удовольствие.

Все традиционно непросто в образовании.

Мы сегодня говорили о противоречиях. И то, что они есть – замечательно. Засчет преодоления таких противоречий ведь и происходит развитие.

Георгий Бобылев